Пенсионерка Наталия Григорьевна решила заменить ставшее ветхим почти за полвека балконное окно с дверью на современную пластиковую конструкцию.
Пришла в один из многочисленных офисов, широко рекламирующих подобные услуги. Встретили ее приветливо две общительные девушки. Конечно, первый вопрос - сколько это удовольствие будет стоить. Названная цифра старушку устроила, только попросила уточнить, входит ли в услугу установка откосов. Да, отвечают, это вместе с откосами. Оплатила Наталия Григорьевна заказ, через три дня пришли рабочие, замерили проем, подписали договор честь по чести. Работу выполнили довольно быстро, выломав отслужившие свое деревяшки и установив долгожданный пластик. Да только вот со стороны улицы, пишет пенсионерка, остались незаделанными щели. Спросила она рабочих, когда их замажут. Те в ответ как отрезали, мол, мы не штукатуры, ваши проблемы. А старушке уже девятый десяток, и нет у нее никого, кто бы выполнил эту работу. И осталась она при мнении, что тот, кто ободрал, обязан нарушенное восстановить.
Со временем же обнаружилось, что от окна дует, и аккурат по краям, оставшимся не промазанными. Пошла старушка жаловаться в офис. Трижды приходил молодой парень, ничего не делал, но говорил, что сделано хорошо. Да еще обнаружилось, что ручка на двери стоит какая-то хлипкая, плохо закрывает. Написала заявление на замену ручки, пообещали заменить в течение трех дней. Месяц прождала, другой пошел. Долго старушка не решалась даже за хлебом в магазин выйти, а вдруг в это время из фирмы придут? За зиму ни окно не промазали, ни ручку не заменили, так и мерзла, особенно когда ветер в окно дул. Да еще пока ждала мастеров, чуть не впустила в квартиру мошенника, который сулил вручить какой-то подарок "в честь 15-летия офиса". Но старушка оказалась здравомыслящая - газеты читает, телевизор смотрит. Еле отвязалась, спасибо, соседи помогли.
"С тринадцати лет начала работать, - пишет Наталия Григорьевна, - еще в войну. Столько пережила, лиха хлебнула - не дай бог никому. А сейчас вот кругом одна и некого просить. Хорошо хоть еще ноги ходят"…
В фирме, с которой "воюет" уже несколько месяцев Наталия Григорьевна, ее хорошо знают. Менеджер Юля довольно лаконично прокомментировала ситуацию, намекнув на особенности преклонного возраста заказчицы. Что от нового окна дует, - так это ей только кажется, рабочие, мастера фирмы несколько раз были у нее, проверяли регулировки. Что касается ручек, - то они просто неразработанные, а она боится ими пользоваться, остерегается обломать, хотя ручки надежные, у всех такие стоят. А то, что щели между установленной конструкцией и оконным проемом со стороны улицы не заделаны, так сама заказчица при заполнении договора попросила эту работу не выполнять. Впрочем, если она обратится, пришлем рабочего, но это - за дополнительную плату, заделка наружных зазоров обойдется примерно в 500 рублей.
Вот так. Как говорится, простенько и со вкусом - кругом "вредный" заказчик виноват со своей мнительностью, привередливостью и стремлением сэкономить на всем. Наверное, не без этого.
Но вместе с тем и многие "оконные" фирмы практикуют "ненавязчивый сервис". Посетил инкогнито, в роли рядового заказчика, восемь офисов, но ни в одном мне не предлагали установку окна в соответствии с ГОСТом, а лишь, как говорится, по упрощенному варианту, спрашивая только, в работу откосы включать или нет. А когда просил уточнить, какие откосы имеются в виду, оказывалось, что исключительно внутренние. Хитрость, по моему разумению, небольшая, но позволяющая выдерживать конкурентные цены, так как "гостовский" монтаж оконных конструкций существенно дороже. Думается, честнее было бы заказчикам растолковывать, как положено устанавливать оконные конструкции - с многолетней гарантией герметичности, звуко- и шумоизоляции, а как подешевле, пренебрегая рядом элементов отделочных работ.
Так вот, комплекс отделочных работ после монтажа пластиковых окон - не благое пожелание, а необходимость, напрямую связанная с достижением максимально лучших эксплуатационных характеристик современных конструкций, их долговечностью. Так, обязательность отделки наружных откосов вызвана тем, что монтажная пена, которая в основном и фиксирует окно в проеме, со временем под воздействием ветра, дождя и солнца разрушается. Следовательно, насколько надежно она защищена со стороны улицы, зависит и срок службы окон, и их звуко- и теплоизоляция. А предложение "просто замазать щели" ни что иное, как профанация. "Гостовский" монтаж предполагает, кроме монтажной пены, дополнительную паро- и звукоизоляцию и с внутренней стороны при устройстве откосов. Есть еще немало тонкостей в этой сложной и ответственной работе. Можно, к примеру, нарваться на неумех-халтурщиков, с такими примерами уже довелось встречаться, когда фирма даже не имеет своих постоянных работников, нанимает на монтаж людей со стороны, "по заявлениям" - настоящих мастеров, специалистов в этой области при таком обильном рынке предложений на всех не хватит.
Хорошая народная присказка предупреждает, что негоже разумному человеку гнаться за дешевизною, поскольку, за редкими исключениями, это означает низкое качество товаров, работ и услуг. А еще говорят, что скупой платит дважды. Но в любом случае при выборе исполнителя работ ориентироваться только на цены легкомысленно. Необходимо тщательно прочитать договор, понять, что тебе предлагают сделать за искомую сумму. Неплохо, конечно, посоветоваться со сведущими людьми, а также с теми, кто уже пользовался услугами той или иной фирмы. Можно и в Интернете побродить на предмет репутации того или иного исполнителя "оконного сервиса", на форумы заглянуть. А еще большего доверия заслуживают фирмы, которые не требуют полного расчета до начала работ, а только после их завершения и предъявления заказчику. Ибо, как показывает практика, едва деньги уплачены, заказчик становится уже малоинтересным исполнителю. Ведь во главе угла любой коммерческой фирмы стоит получение прибыли, а все остальное зависит от добросовестности исполнителя. Но эта категория, особенно в наше время, как говорится, от лукавого.