Нечасто на улицах города увидишь авто пятидесятых годов.
Но когда в потоке современных машин мелькнет раритетная "старушка", невольно порадуешься за ее владельца - сохранил-таки четырехколесную красоту. Второй год кряду участники пробега ретроавтомобилей доказывают, что советский антиквариат живее живых.
За час до полудня к "Арене-Металлург" спешат любители автостарины. На большой гостевой стоянке стоит "ЗИС-5", как бы намекая: "Товарищи, я и в сорок первом был одним из первых". Оно и понятно: легендарный грузовичок-"трехтонка", широко используемый в Великую Отечественную, быстрее других домчался до старта автопробега из школы ДОСААФ, расположенной неподалеку. Впрочем, компаньонов ему долго ждать не пришлось. Одна за другой на место встречи выруливают "Победы" - "ГАЗ М-20", "Волга" - "ГАЗ М-21", "Москвич-407". Рядышком встает прошлогодний напарник по колонне - мотоцикл "М-72" 1954 года выпуска под управлением все того же хозяина Владимира Сергина. В люльке реконструированного мотоцикла дети - Дима и Катя. Для пущего эффекта все одеты в военную форму. Ни дать ни взять - бойцы. Агрегат и герои вызывают огромный интерес у собравшихся. Очередь из желающих сфотографироваться на фоне мотоцикла не прекращается ни на секунду.
Кажется, и не было расставания с прошлого Дня Победы, когда союз молодых металлургов впервые предложил горожанам полюбоваться на редкостные экземпляры советского автопрома. Те же Красные знамена и флаги "Единой России", поддерживающей автодефиле, реют на ветру. Но ощущение дежавю покидает с появлением у "Арены" ярко-оранжевого кабриолета. Сходу не определишь, что за новичком пробега скрывается "ВАЗ" восьмой модели.
- Не удивляйтесь, это машина заводской сборки, правда, не отечественной, а заграничной, - объясняет хозяин Сергей Борисов. - Я лишь перекрасил ее.
"Восьмерка" хоть и не ретро-автомобиль, но по решению организаторов заслуживает право замкнуть колонну с российским триколором на борту.
- Хороший претендент на попадание в музей… лет так через тридцать, - улыбается, глядя на "Жигули" дерзкого цвета, депутат МГСД Егор Кожаев.
Владельцы всех ретромобилей дают желающим возможность детально рассмотреть, потрогать, сфотографироваться и даже покрутить руль драгоценной собственности, чем приводят детей в неописуемый восторг. Вот за баранкой "ГАЗа" сидит трехлетний Андрей. Оказывается - сын лидера молодых металлургов Алексея Бобракова, кстати, тоже управляющего "Волгой", но лет на сорок младше предшественницы серии "М-21".
- На ней не едешь, а плывешь, - смеется хозяин Олег Еремин.
Заботой и приятными словами, говорит он, нужно подкупать "старушку". Ежели по-другому, обидится, ездить не будет. Участник пробега на "Победе" Виктор Храменков признается: его сердце машина покорила роскошными формами. Продавать раритет ни за какие деньги Виктор Григорьевич не собирается. Ему больше нравится удивлять людей вокруг своей подругой, как он ласково называет машину. Выгнал ее специально к пробегу: после операции на глаза два месяца не садился за руль. Не сел бы еще долго, но пропустить важное, по его мнению, событие накануне священного праздника никак не мог.
После краткого инструктажа водителей сотрудниками Госавтоинспекции ретроколонна в сопровождении ДПС плавно выезжает на проспект Ленина, приветствуемая на каждой остановке прохожими, на каждом светофоре - попутными авто. И есть в этом пробеге одно чувство, объединяющее всех его участников и невольных свидетелей, - гордость за поколение победителей, печать памяти о которых несут на себе послевоенные автомобили. Неслучайно конечный пункт в их маршруте - монумент "Тыл - Фронту", у подножия которого участники пробега возлагают цветы к вечному огню, а после минутного молчания разъезжаются в разные стороны. Но лишь для того, чтобы через год увидеться вновь, подтвердив, что время над Великой Победой не властно.