Когда меня позвали читать стихи с паровоза, я хотела отказаться. Не люблю читать на большую публику, уверена - поэзия должна быть камерной, да и "паровозных" стихов в наличии не имею.
Однако позвали те, кому отказать не могла… Слишком теплые отношения меня с ними связывают.
26 июля по традиции на вокзале собираются поэты, барды, художники, словом, творческие люди, чтобы поделиться с горожанами своими творениями и поздравить Магнитку с днем рождения.
"Ко Дню города мы всегда читали стихи, - вспоминает член Союза российских писателей, ныне проживающая в Москве Галина Лещинская. - У паровоза что-то не припомню, у палатки - да. У театра, например, Якшин много лет назад читал: "Видно, правят Магниткой неправедно…", за что у него, кажется, были потом неприятности. Нужны ли такие встречи сейчас? Не знаю. А раньше народ слушал довольно доброжелательно. Трудно было купить поэтические сборники, а людям хотелось послушать что-нибудь лирическое…"
Наша публика - кто мимо шел: народ, который уже и на грудь принял, и еще примет… А тут нате вам - поэты стихи читают! Сначала нашими слушателями были вокзальные бомжи. Они первыми получили "ударную дозу" творчества. Один такой представитель социального дна застыл, сжимая в руках внушительную авоську с бутылками. Так и стоял минуты три, пока с каменного пьедестала звучали нетленные вирши…
К счастью, большинство выступающих были люди, на сцене не раз стоявшие - их закаленные нервы сей зритель не пошатнул. Читали о городе, о любви, о мире… Народ потихоньку стал подтягиваться. Пестрота публики необычайная: от детей возраста толстовского Филиппка до ветеранов. Прослойкой стала молодежь с пивом и шариками - дети лихих девяностых, поклонники детективов и кинобоевиков; местные бомжи, которые во время звучания виршей подбирали бутылки; молодой человек, который почему-то пустился в пляс, хотя повода к тому не было - видно, душа развернулась и ноги понесли… Сами поэты и друзья поэтов, которые "цеховых" собратьев не слишком-то слушали. То, что декламировали с паровоза, либо слышали раньше, либо… Ну не слушают так стихов - публично под гвалт толпы. К тому же, маловато среди нас ораторов, способных свою поэзию "подавать на массы". Маловато - это ни одного. А бубнить в микрофон, который фонил и постоянно вырубался, мягко говоря, плохо…
Почему именно с этого паровоза повелось у поэтов читать свои нетленные строки? Это один из первых паровозов, который прибыл в наш город. На таком же приехали первые поэты - литературная бригада "Буксир", которую возглавлял поэт Василий Макаров. В той же литбригаде был и Ручьев. С паровоза воспели новорожденный Магнитогорск. А потом, в 30-х годах, "буксирцев" почти всех расстреляли…
"Мы всегда читали! - говорит член Союза писателей России Александр Павлов, - раньше - в скверах, на могиле Ручьева, в парках, у палатки, даже на строительстве ККЦ, когда там одни котлованы были. Интерес к таким встречам у магнитогорцев был и будет. Кроме того, это возможность встретиться и пообщаться. И, конечно же, встреча поколений…"
Александр Павлов прочел стихи о городе. Его поэзия уникальна темой трудовой Магнитки, в его творчестве она воплотилась естественно: ни пафоса, ни вычурности, все просто и с любовью. На тему "человек и Магнитогорск" читала стихи известная писательница Людмила Майданова, пел песни Владимир Лекарчук. Его строки: "Твои слова по жизни, мама, я пронес: где ты родился, там и должен пригодиться" - звучали очень искренне. Певец так разволновался, что забыл несколько слов. Впрочем, публика все простила. Пел лауреат многих областных и городских конкурсов бардовской песни Юрий Глухих. Пела Венера Коновалова на стихи Риммы Дышаленковой: "Ты - Магнитка. Я - Магнитка. Вместе мы - Магнитогорск". Лия Ахмедзянова говорила о городе с мужской энергетикой. Вера Белая читала свои лирически-трогательные стихи.
Из подающих надежды молодых "на паровозно-поэтическую" встречу пришли единицы: Петр Щеголихин да еще двое ребят, о которых народ впервые слышит, - авторы детского коллективного сборника "Твой шанс". Даже фамилий их не назвали - просто Федор и Виталина. Обращение с видавшим виды микрофоном требовало особой ловкости, но детей этому не обучили, и маленьких поэтов почти не было слышно.
Представителей творческих союзов на массовые сходки не загонишь, они собираются своей компанией, стихи читают и пишут для своего круга.
Вела сие мероприятие директор квартиры-музея имени Бориса Ручьева Наталья Троицкая. Творческая публика ее знает и любит. Поэты пришли по ее просьбе. Троицкую обязали провести поэтическую встречу - и она провела, подчиняясь временным ограничениям: с каждого поэта строго по два стихотворения.
Мой опыт проведения литературных вечеров убедил: стихи изначально предназначены для ценителей. Пусть это будут десять человек, но они слушают и слышат. А в стольный праздник, да на улице народ способен внимать разве что рок-музыке. В Лету канули времена, когда поэзия наших авторов звучала в скверах. Верю словам Юрия Ильясова, который вспоминал: "Нас знали и любили. Народ останавливался, и ни звука слышно не было. Книги сметали с прилавков. И нам, поэтам, такая публичность была интересна и нужна". Тогда буйным цветом распускалась лирика, о городе писали и читали по желанию и с душой, а не на заказ к празднику. Видно, настало время сменить годами обкатанный сценарий. Нынче на публичную интимность нет спроса. Прав оказался один из наших поэтов, заметивший, что "с паровоза надо читать паровозные стихи"…