В канун 95-летия Магнитогорска академический драматический театр имени А. С. Пушкина представил «непрограммную» постановку «Тридцатое июня» (12+). Её название символично: 30 июня – день рождения Магнитки. Режиссёром и отчасти драматургом выступила Александра Кохан. Каждый участник спектакля говорит с нами от первого лица, от себя лично. Приём этот именуют сторителлингом – что в переводе с английского и есть рассказывание историй.
Сторителлинг только на первый взгляд кажется делом несложным – мы ведь в повседневном общении постоянно что-то кому-то рассказываем. Но привлечь внимание зала и удерживать его на протяжении своего крошечного моноспектакля, ярким стёклышком вписывающимся в общую мозаику, – для этого требуется актёрское мастерство высочайшего уровня.
«Тридцатое июня» идёт на малой сцене, камерной и уютной, что содействует интерактивному общению с со зрителями. На брошенные в зал реплики отвечать можно. Нет, это не тот случай, когда бурной реакцией с места можно помешать спектаклю. Актёры на то и рассчитывают – что публика поддержит Анатолия Баженова, который утверждает, что лучше работать и зарабатывать в родной Магнитке, чем на скитаться по дорогим съёмным квартирам на чужбине. Будет с энтузиазмом искать ответы на загадки Анны Дашук. Искупает в овациях Евгению Елагину – «гостью города», которая перевоплощается в Катю IOWA, – и Татьяну Бусыгину, которая с кипеловской мощью поёт: «Я свободен, словно птица в небесах…». Подпоёт Игорю Иголкину, исполняющему под гитару «Утреннюю гимнастику» (0+) Высоцкого. Восхитится юмором и самоиронией Ольги Гущанской – её рассказ о Пушкине невозможно слушать без смеха и аплодисментов («Вы это всё сами придумали?!» – вырвется у меня после спектакля, и Ольга ответит утвердительно.) А когда страстные болельщики «Металлурга» Евгений Щеголихин и Максим Возыков устроят околохоккейную клоунаду, особо впечатлительные зрители будут буквально сползать с кресел.
Все эти весёлые, но в то же время с серьёзным подтекстом номера соединяют в общую картину выпуски городских новостей. На экране не кто иной как Игорь Панов. Если бы не театр, он, пожалуй, мог бы сделать блестящую карьеру на телевидении.
В «Тридцатом июня» актёры говорят о сокровенном, импровизируют, напоминают собравшимся в зале строки Бориса Ручьёва о палатке с зелёным оконцем, говорят о легендарном космонавте Павле Поповиче, чья судьба связана с Магниткой… А как зажигательно они отплясывают в финале! Присоединиться – можно!
Замысел постановки – чтобы каждый сидящий в зале узнал себя либо знакомых в одном или нескольких персонажах спектакля, жанр которого обозначен как «душевные истории о городе и не только». Режиссёр необычного театрального проекта Александра Кохан подчёркивает: ей не хотелось ставить что-то «программное».
– Когда история пропущена через человека, через его опыт, она лучше воспринимается, – говорит Александра, и с ней трудно не согласиться: происходящее на сцене «цепляет», заставляет улыбнуться, а что-то – и задуматься. Эмоциональный диапазон спектакля очень широк – от откровенных дурачеств до пронзительной исповедальности.
«Тридцатое июня» получилось по-домашнему тёплым. Наверняка многие в зале чувствовали себя так, словно пришли в гости к друзьями или родственникам. И это не удивительно, ведь всем нам посчастливилось быть частью большой дружной семьи магнитогорцев.