Писатель Захар Прилепин сказал: "Нынешнее поколение - это поколение Маугли. Им вместо идеалов впарили черт знает что… Но есть три процента таких, которые испытывают ответственность за завтрашний день". И еще заметил: "Боюсь, что однажды - и очень скоро! - мои дети проснутся и увидят, что России больше нет".
Хочу, чтобы с моими внучками Алисой и Кирой, детьми, учениками такого бы не случилось. Какие я вижу пути оздоровления общества? Я назвала их "спасение через…"
Через книги
Хорошие, умные, проверенные временем. В них - иммунитет против духовной грязи и нищеты. Не случайно режиссер Станислав Говорухин сокрушается, что если дети не будут читать, то "вырастет поколение без души". Это предупреждение адресовано в первую очередь нам, учителям литературы.
Через кино
Поскольку давно известно, что кино - самое массовое из искусств, можно заняться экранизацией подвигов пионеров-героев. Самое время это сделать: правительство хочет заставить киновладельцев больше показывать российское кино. Вводится даже соответствующая квота. Государство планирует увеличить вдвое - вместо нынешних 2700 - количество кинозалов по стране. Государство хочет, чтобы деньги шли на конкретную студию, которая будет защищать свой репертуар. Уверена - если в репертуарной сетке будут фильмы о пионерах-героях, это даст больше шансов обойти конкурентов. Не сомневаюсь, что ленты о детях получатся добрыми и жизнеутверждающими, как многие советские фильмы и мультфильмы.
В конце учебного года мы с ребятами посмотрели мультфильм "Оранжевое горлышко". Вот где "этика и психология семейной жизни"! Хорошо, что недавно ввели термин "кинообразование". А председатель союза кинематографистов Никита Михалков озабочен составлением рекомендательного списка для молодежи "Сто самых нужных фильмов". Если действительно нужных - мы готовы посмотреть все сто.
Через историю
Часто думаю: почему мы редко ходим в музеи? Может, им не хватает рекламы, спецэффектов? Или мы слишком расточительны и легкомысленны, поэтому и пренебрегаем историей? Я, например, очень люблю бывать в музее Бориса Ручьева и слушать директора Наталью Троицкую. А вот с классом там не была ни разу. Надо это исправить. Но вообще-то, мне кажется, надо вернуть музеям "вторую молодость" и создавать новые, уникальные.
Горько, что повсюду можно услышать: "Пора сваливать из России". Когда-то рафинированный интеллигент Александр Блок сказал: "Да, и такой, моя Россия, ты всех краев дороже мне". А ведь он был свидетелем кровавейшей ломки российской истории. И - все равно: "… дороже мне".
Многие смотрели открытие Олимпиады в Лондоне, грандиозный спектакль, в основе которого - история Объединенного Королевства. Что за кровати вдруг появились на сцене? Англичане, знающие свою историю, поняли, что кровати - это символ их многолетней бесплатной медицины. Это было 27 июля. А спроси нас, восхищенных "чужим пиром": что празднует Россия 28 июля? Все ли вспомнят о Дне крещения Руси?
Через церковь
Недавно произошла "либерализация" партийного законодательства. Главное, что дает это нововведение, - возможность различным структурам воздействовать на мировоззрение людей. А что плохого, если этим займется церковь? Она в последние годы становится ближе людям: духовные лица часто присутствуют на всевозможных форумах, конференциях, фестивалях, в том числе и молодежных. В дискуссиях священников с паствой остается все меньше закрытых тем. А может, не стоит лицемерно стесняться нового явления - попытки воцерковления молодежи? Я - за церковь, но за такую, в которой не лгут, не лукавят, не торгуют и не сдают площади в аренду.
Через встречи
Однажды в класс к моим ученикам пришла писательница Римма Дышаленкова. Стала рассказывать о творчестве, своей последней книге и, между делом, о себе.
- Училась-то я хорошо... А что, разве можно учиться плохо? - и смотрит на детей вопросительно, спрятав лукавую усмешку.
В ответ - стыдливое молчание и внутреннее желание некоторых "никогда больше не учиться плохо". И ведь исправились. Вот такая была судьбоносная встреча.
Надо приходить с рассказами к нынешним школьникам, постоянно держать их на "нравственном прицеле". Не бояться показаться навязчивым. Ведь, говорят, вода камень точит.
Хочу, чтобы оставшиеся в живых свидетели Великой Отечественной войны чаще общались с подрастающим поколением, рассказывали им о своих подвигах, о детях военного времени. Нет такого детского сердца, которое не дрогнуло бы рано или поздно под воздействием этих рассказов.
Итак, разговоры, агитация и пропаганда. Всевозможными, рискованными, несовременными путями. Ведь это мы виноваты, что у нас было "торжественно клянусь", а у нынешних подростков - "за базар отвечаю".