Сотрудникам службы организации перевозок и управления производством Магнитогорского аэропорта впору вслед за исполнителем некогда популярного шлягера сокрушаться по тому же поводу. Причины для этого есть.
По правилам регистрация билетов заканчивается за сорок минут до вылета. А за 25 минут заканчивается посадка в самолет. Однако очередь к стойкам регистрации к этому времени, наоборот, растет. Пассажиров, подъезжающих, как и полагается, за полтора часа до вылета - единицы. Вот и получается, что за двадцать-тридцать минут надо зарегистрировать основной поток пассажиров и оформить багаж. Даже отведенной по нормативу минуты на оформление одного человека не получается, не говоря уж о непредвиденных ситуациях, возникающих постоянно и тормозящих процесс регистрации. И так изо дня в день…
Кто-то летит с домашними питомцами - собакой, кошкой, хорьком, но не позаботился о клетке для них. Или - мама не удосужилась выписать билет на малыша и удивляется, когда ее разворачивают обратно на паспортном контроле. Что с того, что провоз детей до двух лет бесплатный? Ребенка также регистрируют на рейс и оформляют посадочный талон.
- А ведь всего-то и надо - при бронировании авиабилета поинтересоваться у кассира, как быть в том случае, когда вы намерены отправиться в дорогу с ребенком, инвалидом либо с домашними животными. Или просто - внимательно прочесть правила перевозки багажа и ручной клади, - говорит начальник службы организации перевозок и управления производством Магнитогорского авиапредприятия Владимир Кабатин. - Но многие пассажиры спохватываются в последнюю минуту, уже в аэропорту. Начинают бурно возмущаться у стойки регистрации, задерживая процесс оформления рейса.
А сотрудники действуют не по собственной прихоти, каждый их шаг регламентирован правилами, причем в разных авиакомпаниях они могут отличаться. В авиакомпании "Трансаэро", например, допускается перевозить животных только в багаже, а вот в "ЮТэйр" к нашим братьям меньшим более снисходительны - животных весом до 4 килограммов разрешается брать в салон самолета, но только в сумке или клетке-переноске.
Нынче летают, в основном, по электронным билетам. И нередко можно наблюдать такой казус - "рассеянный" пассажир подает старый билет, где в дате вылета значится прошедший месяц. Если регистратор видит ошибку, ойкнув, пассажир отходит к другой стойке с… внезапно отыскавшимся нужным билетом. В чем смысл этих странных манипуляций? А очень просто. Если "прокатит" и удастся улететь по старому билету, новый можно сдать в кассу. А стоимость билета, что придется возмещать сотруднику, просмотревшему подлог, - так это его проблемы. Мошенничество? Очевидное. Однако доброжелательность сотрудники авиапредприятия сохраняют в любой ситуации и всегда идут навстречу пассажирам.
Бывает и так: является пассажир в аэропорт за 10-15 минут до вылета и сильно возмущается, что его не регистрируют. Особенно грешат этим пассажиры бизнес-класса. Иногда такой пассажир, обнаружив, что забыл билет и паспорт, просит немного "задержать" рейс, пока сгоняет домой. Пришло бы кому-то в голову обратиться с подобной "просьбой", даже требованием, в Москве, в любом другом российском или зарубежном аэропорту? Так почему же в Магнитке можно?
Положение усугубляется еще и тем, что два утренних рейса на Москву следуют друг за другом с незначительным интервалом - это полторы сотни пассажиров, а то и более. А в авиакомпании "Трансаэро" сложная система регистрации, требующая более длительного оформления каждого пассажира. И штат авиапредприятия ограничен. Пришлось даже перенести начало утренней смены с 9 на 7 часов, для дополнительной помощи ночной смене. Однако все равно, если загрузка на рейсах полная, вылет минут на 15 задерживают. За что, между прочим, авиакомпании вправе выставлять штрафные санкции. Час необоснованного простоя "тянет" на миллион, и выражение "Время - деньги" приобретает буквальный смысл. А с декабря, к тому же, в расписании появится третий рейс на Москву, и тоже утренний.
Полчаса до рейса - это запас времени не для нас, пассажиров. Это время, необходимое сотрудникам аэропорта и экипажу для подготовки лайнера к вылету, для оформления документов, загрузки багажа и почты. Случается, что пассажир не прошел паспортный контроль, и тогда его багаж, если он уже в самолете, надо найти и выгрузить. Бывает, что кассир допускает ошибку, и билет не появляется в системе бронирования. Для выяснения этого обстоятельства тоже нужно время. Может, наконец, просто "зависнуть" система или отключиться Интернет.
Так не стоит ли начать с себя? Тогда, возможно, проблем и недоразумений станет меньше. А полчаса до рейса пройдут в приятном ожидании полета.
От редакции. В публикации высказаны претензии работников Магнитогорского аэропорта к нерадивым пассажирам. Но таможенный досмотр, паспортный контроль, залы ожидания и другие предполетные, полетные и послеполетные проблемы - темы, болезненные не только для авиаперевозчиков, но, в первую очередь, - для пассажиров. Надеемся на дальнейшее обсуждение темы в письмах читателей и на сайте "ММ".