Проблема задолженности в сфере ЖКХ на протяжении последних лет не перестаёт быть актуальной, как бы её ни старались решить. Очередной мерой по укреплению платёжной дисциплины стал закон о прямых расчётах за коммунальные ресурсы.
- В законе прописаны основания перехода на прямые договоры ресурсоснабжения, - объяснила начальник управления ЖКХ Елена Скарлыгина. - Теперь ресурсоснабжающие организации, в том числе и региональный оператор по обращению с отходами, могут в одностороннем порядке расторгать договоры с управляющими организациями, если задолженность по оплате будет составлять двухмесячную плату. Право перейти на прямые договоры с поставщиками ресурсов есть и у собственников - через решение общего собрания.
В Магнитогорске большинство управляющих компаний производит расчёты через МП "ЕРКЦ", поступающие от населения денежные средства напрямую идут за коммунальный ресурс. Единая централизованная информационная база центра позволяет контролировать сбор средств.
Потребители жилищно-коммунальных услуг - это не только население. Тринадцать процентов от общей просрочки приходится на юридические лица. Есть долги и у бюджетников, хотя это недопустимо, ведь финансирование производится регулярно и в полном объёме.
Елена Скарлыгина напомнила, что долг появляется после того, как потребитель не оплатил услугу до 10 числа. Сначала - предупредительный этап, когда должнику напоминают о необходимости заплатить. При задолженности от двух месяцев законодательством предусмотрено ограничение поставки коммунальных услуг. Трест "Водоканал" в 2017 году приобрёл оборудование по тампонированию системы водоотведения: злостным неплательщикам перекрывают воду. Просроченную задолженность предприятия ЖКХ взыскивают в судебном порядке. Ситуация считается критичной при долге, накопившемся в течение года и более. Это уже осознанное уклонение от оплаты услуг. Взыскать в полном объёме долгострочную задолженность очень сложно.
- Основные должники по оплате жилищно-коммунальных услуг - как асоциальные категории граждан, так и благополучные граждане, имеющие по две квартиры и более, а также закредитованные горожане, - рассказала Елена Гарифовна. - Самые дисциплинированные потребители - пенсионеры. Инструментов воздействия на должников, увы, не так много: начисление пени, ограничение подачи коммунального ресурса. Последняя инстанция - суд. За 2016 год на неплательщиков коммунальных услуг подано 5103 иска, за 2017 - 13431 судебный иск. Значительное увеличение произошло благодаря активизации ресурсоснабжающих организаций - Теплофикации и Водоканала. Как следствие, приостановлен рост дебиторской задолженности. Прямые договоры жильцов многоквартирных домов, находящихся в управлении недобросовестных управляющих организаций, должны в дальнейшем способствовать решению проблемы неплатежей. Игнорировать установленные рынком коммунальных услуг правила, не ощущая при этом неприятных для себя последствий, у управляющих компаний больше не получится.