Посещение домоуправления, районного отдела приватизации, центра технической инвентаризации позади. Нервотрепки, стояние в очередях, головные боли, беготня «от одного окошка к другому», казалось бы, позади. Однако предстоит еще зарегистрировать свое право собственности на жилье, получив так называемую «зеленку».
Это конечный этап приватизации, и заканчивается он посещением Магнитогорского отдела главного управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области. Старое название – регистрационная палата. Адрес: проспект Карла Маркса, 79. Совсем недавно здесь было настоящее столпотворение: служба регистрирует не только договоры приватизации, но и сделки с недвижимостью. Очередь занимали ранним утром, но если в документах обнаруживали ошибки, ожидание затягивалось не на один день.
– У меня гора с плеч свалилась, когда получил наконец-то заветные документы, – поделился радостью пенсионер Владимир Васильевич, инвалид, лишившийся еще в молодости одной ноги. – Мне на костылях в очереди стоять тяжко, да и по ступенькам на четвертый этаж подниматься – серьезное испытание.
Сейчас намного спокойнее, хотя в холле в непосредственной близости от заветных кабинетов, где специалисты ведут прием, многолюдно. Ожидать приходится стоя: помещение небольшое, «посадочных мест» на всех не хватает. А если в приватизации квартиры участвуют все члены семьи – приходят семьями, ведь присутствие каждого обязательно. Впрочем, на заключительном этапе приватизации горожане уже в курсе многих тонкостей.
Беседуем с начальником Магнитогорского отдела регистрационной службы Сергеем КРАШЕНИННИКОВЫМ.
– Почему такие большие очереди?
– После того, что здесь творилось месяц-полтора назад, очередями это и не назовешь. Да, людям не очень удобно: наш холл, мягко говоря, не отвечает требованиям, что создает неудобства. Но дело движется: на заключительном этапе капитальный ремонт, а перепланировка позволит добавить несколько кабинетов специалистам. Обеспокоены другим – ожидаем громадного наплыва граждан в будущем году, особенно в последние месяцы. Бесплатная приватизация закончится первого января 2007 года, а в России люди привыкли тянуть до последнего. Многие могут не успеть оформить в собственность свое жилье. Проблема очень серьезная, социального характера. Поэтому недавно мы попросили городские власти, лично мэра вникнуть в ее суть и совместными усилиями руководителей всех структур максимально оптимизировать процесс, сократить сроки оформления документов.
– Проблема в том, что слишком много квартир до сих пор не приватизированы?
– О том и речь. Безусловно, часть магнитогорцев по разным, в основном семейным, обстоятельствам принципиально откажутся от возможности бесплатно приватизировать жилье. Но их, поверьте, немного. Арифметика такова: по сентябрьским данным не приватизировано свыше тридцати тысяч жилых помещений. До конца бесплатной приватизации остается меньше года. Тридцать тысяч делим на тринадцать – две тысячи триста семь «с хвостиком». Именно столько документов мы ежемесячно должны зарегистрировать и выдать людям свидетельства на право собственности. Ежедневно должны перелопачивать порядка ста пакетов документов только по регистрации документов приватизации. По моей просьбе главное управление Федеральной регистрационной службы позволило на час увеличить наш рабочий день. Ажиотажа нет: ежедневно мы оформляем порядка 150–170 дел.
– Может, многовато инстанций завязано на приватизации? Почему нет системы «одно окно» и как реально сократить сроки оформления документов?
– Не получится здесь «одно окно», процедуру же не мы, и не городские власти придумали. Она определена законами. Требуется изменить график работы районных отделов приватизации – горожан принимать не два дня в неделю, да еще с бесконечными «техническими перерывами», а ежедневно. Подобную задачу, кстати, поставили и городские власти. Наша служба уже сократила сроки обработки документов с двадцати восьми дней до десяти. Не факт, что гражданин на десятый день после обращения к нам получит документы, но они хранятся бессрочно, и получить их можно позже.
– Горожане недоумевают: за «бесплатную» приватизацию приходится платить и в центре технической инвентаризации, и здесь. Каковы расценки и от чего они зависят?
– Наша служба взимает не плату за услуги, как некоторые считают, а государственную пошлину. Она одинакова по всей стране и составляет 500 рублей для каждого, участвующего в приватизации. Если квартира приватизируется «на троих», то и платить каждый будет по пятьсот. Другое дело, что на данный момент гражданин не может оплатить эту пошлину непосредственно здесь. Приходится идти в ближайший банк. Безусловно, неудобно, поэтому есть договоренности и с банком, и с городской администрацией насчет оборудования в нашем помещении на первом этаже небольшого банковского филиала. Есть технические тонкости, но, надеюсь, в начале будущего года горожане смогут оплачивать пошлину у нас.
– Получается, загвоздка в том, что многие горожане или еще не решили приватизировать, или не определились с тем, кто будет участвовать в приватизации. Вероятно, есть и другие причины. А время поджимает, и если сотни горожан в конце будущего года нагрянут к вам, «переварить» не успеете.
– Верно. Безусловно, сделаем все возможное, но наши ресурсы ограничены. Обещают увеличить штатную численность, закончим ремонт. И если поток горожан будет стабильным, а не «сегодня густо, завтра пусто», должны справиться.