В 2024 году с помощью IT-технологий мошенники отобрали у горожан 589,707 миллиона рублей (1929 преступлений), а в январе 2025 года размер причинённого ущерба составил 32,6 миллиона рублей(147 эпизодов).
Основная задача злоумышленника при совершении мошенничества —войти в доверие человеку, — отметил начальник УМВД России по Магнитогорску Челябинской области полковник полиции Константин Козицын. – Затем мошенник вводит человека в шоковое состояние, используя следующие мотивы: беспокойство за близких, волнение за свой телефонный номер, счёт в банке или кредитную карту. После этого под предлогом оказания помощи требует следовать указаниям. В дальнейшем потерпевший, послушно выполняет все инструкции мошенника.
Одна из мошеннических схем – перевод на «безопасный счёт». На телефон потерпевшего звонят неизвестные, представляясь сотрудниками банка, либо сотрудниками правоохранительными органами и сообщают, что со счетами происходят странные операции и надо обезопасить деньги, пока их не перевели себе на счета другие. Также могут сообщить о том, что неизвестный человек, находясь в другом городе, используя доверенность от имени потерпевшего, оформляет кредит. И, чтобы его опередить, необходимо самостоятельно оформить кредит и перекрыть оформленный мошенником. Потерпевшие оформляют на себя многотысячные кредиты, после чего вместе со своими сбережениями переводят на банковские счета злоумышленников.
Безопасные счета – это выдумка мошенников. Необходимо прекратить разговор и перезвонить в банк самостоятельно для уточнения информации. Не сообщать никому коды, поступающие в смс на телефон. Для обеспечения безопасности счёта клиента сотрудники банка имеют полный объём информации.
Второй способ обмана: «Родственник попал в ДТП». Мошенники звонят на стационарные телефоны, как правило, в дневное и вечернее время, и сообщают информацию о том, что «дочь, сын, зять, внук иной родственник» попали в ДТП, и для разрешения ситуации требуются денежные средства, которые нужно срочно передать курьеру. С момента звонка до прихода курьера потерпевшего держат на связи по телефону, не дают положить трубку, продолжая разговор. При этом звонки поступают как правило на телефоны пожилых людей. Они торопят родственников с выплатой денег через курьера. Как правило, жертвы отдают деньги, а только потом перезванивают родственникам. Но нужно обязательно дозвониться до родственников, а не торопиться отдавать деньги! Об этом необходимо сообщать пожилым родственникам, проводить с ними профилактическую работу.
Есть схема «Обман при покупке через сайты «Авито», «Юла», сервис поиска попутчиков (бла бла кар)». Мошенник размещает объявление о продаже товара. В ходе переписки с покупателем присылает ссылку для оплаты товара (услуги) на один из мессенджеров (как правило ВатСап) и потерпевший, переходя по ней, попадает на сайт-двойник. Не зная того, потерпевшие вводят банковские реквизиты, и вся информация поступает мошенникам. В дальнейшем данные реквизиты используются мошенниками при хищении денежных средств со счетов граждан.
В другом случае потерпевшие, обращаясь по объявлению самостоятельно, переводили денежные средства, не получая свой товар.
При покупке товара через сайты необходимо внимательно следить, что переписка осуществлялась только на сайте, а не через Вацап, Вайбер и другие мессенджеры. То есть стараться не переходить в мессенджеры, созваниваться с продавцом по средствам мобильной связи.
Есть ещё схема «Взлом страницы в социальных сетях». Мошенники взламывают страницы в социальных сетях и обращаются к друзьям жертвы с просьбой о переводе денежных средств. Сообщают информацию о том, что ребёнок попал в ДТП и нужна финансовая помощь на восстановление здоровья. Не задумываясь, потерпевшие переводят денежные средства, а через несколько дней только перезванивают знакомым и уточняют информацию. В ходе разговора выясняется, что страничка взломана и никакая финансовая помощь не нужна.
Прежде чем переводить деньги, обязательно свяжитесь с тем, кому они предназначены.
Другая схема «Инвестиционные платформы». Потерпевшие в социальных сетях находят объявления о выгодном вложении денежных средств в акции различных компаний. Мошенники убеждают жертву приобрести инвестиционный портфель, после внесения минимального депозита на подконтрольный мошенникам счёт и регистрации в личном кабинете инвестиционной платформы, лже-брокеры предоставляют клиентам информацию о том, что вклад якобы начал расти. Таким образом злоумышленники побуждают граждан продолжать инвестировать. О том, что инвестиционная платформа является мошеннической, клиенты узнают после неудачных попыток вывести деньги со счета.
Эксперты напоминают , что для того, чтобы осуществлять инвестиции, необходимо первоначально изучить фондовый рынок, детали вложения денежных средств и возможности их вывода. Не стоит доверять всем, кто представляется финансовыми консультантами и уж тем более вкладывать свои деньги в предложенные неизвестными проекты.
– Сотрудниками УМВД России по Магнитогорску Челябинской области на системной основе проводятся разъяснительные работы среди коллективов промышленных, муниципальных, образовательных организаций, – рассказал Константин Козицын. – На сменно-встречном собрании проведены профилактические беседы с сотрудниками подразделений ПАО «ММК» «Как не стать жертвой мошенничества. Работаем с торговыми центрами – показываем аудио, -видеоролики в кинотеатрах перед началом сеансов, наглядные материалы размещаем в общедоступных местах.