Режим строгих ограничений сразу выявил несколько проблем. В первую очередь - неумение и нежелание некоторых граждан делать заказы в Интернете. Во-вторую, нерасторопность торговых учреждений.
Как только закрыли магазины, у магнитогорцев стали появляться неотложные потребности. Одним срочно понадобился гипсокартон, другие вспомнили, что не купили лёгкую куртку. В социальных сетях появились предложения по обмену одного товара на другой, стали спрашивать о мелочах, которые, возможно, лежат без нужды у кого-то дома. Например, ради нескольких гвоздей кажется странным делать заказ в Интернете, а вот у друзей и знакомых они наверняка найдутся. При этом к организациям с готовой едой существенно больше обращений не стало. Видимо, горожане теперь обращают больше внимания на разницу в цене между привозной пиццей и приготовленной дома. Да и не зря же были сделаны масштабные закупки в магазинах.
Повезло организациям, у которых и до этого была хорошо налажена работа онлайн. В Интернет перешли и многие другие, пользующиеся этой возможностью время от времени. Горожане получили письма с заманчивыми предложениями по электронной почте, в смс и через различные мессенджеры. Переживали, как их данные попали в базу местных предприятий, перебирали скидочные или накопительные карты, вспоминали, когда и кому оставляли сведения о себе.
"Похрусти и заработай баллы!" - призывал один магазин. "Мы продлили действие промокодов", - радовал другой. Многие рассказывали о бонусах за покупку и совершенно бесконтактной доставке. Некоторые описали и процедуру: "Оставим заказ у двери, отойдём на безопасное расстояние. Наши курьеры соблюдают все необходимые меры предосторожности. Ежедневно проходят медосмотр. Обрабатывают руки антисептиками после каждой доставки. В магазинах также усилены меры безопасности. Строго соблюдаются рекомендованные нормы санитарной обработки помещений. Для максимальной безопасности оплачивайте заказ online".
Одежду и обувь начали продавать с 20-процентной скидкой, электронную и бытовую технику можно купить за половину стоимости или взять в рассрочку, без переплат. Правда, при сравнении "докоронавирусной" цены и нынешней нередко оказывалось, что после скидок цена подросла. Или бонусы давали на совсем уж устаревшие товары.
Креативные пиарщики магазинов начали проводить zoom-вечеринки, обещая бесплатную доставку при покупке от двух до трёх тысяч рублей.
Правда, при заказе выяснялось, что надо подождать, когда товаров наберётся побольше, - не будет же машина ездить пустой. Ведь надо и за бензин заплатить, и водителю-курьеру. Никаких проволочек не возникало, пожалуй, лишь при покупке дорогих товаров. В этом случае все работали довольно слаженно. Разве что кафель могли положить из разных партий, но это не редкость и при личном визите. Несколько пачек сразу тщательно не проверишь, да и лёгкие отличия в оттенке не всегда увидишь.
В период режима ограничений и мне пришли сообщения от многих торговых центров, магазинов. Оказалось, онлайн можно купить всё - от кроссовок до встроенных кухонь. И даже право собственности на недвижимость предлагали оформить, фактически никуда не выходя. Были и приглашения застраховаться от коронавирусной инфекции. Правда, не от магнитогорских организаций и для людей не старше 65. Видимо, москвичи перестроились быстрее. При установлении диагноза обещали от десяти до тридцати тысяч рублей, при госпитализации - две-пять тысяч за каждый день, проведённый в стационаре. А в случае летального исхода родственникам достанется от 500 тысяч до двух миллионов.
В некоторых торговых центрах, которым пришлось закрыться, соглашались на самовывоз. Моему знакомому Василию срочно понадобился смеситель. Он выбрал один из крупных торговых центров недалеко от дома. Сделал заказ. Сразу оплатил его, хотя предпочтительнее, конечно, при первом сотрудничестве такого рода выбирать опцию "оплата при получении".
- Приехал к магазину и увидел большую очередь, - рассказал он. - Все, правда, соблюдали дистанцию, стояли метрах в двух друг от друга. Изредка двери открывали, и несколько охранников уводили куда-то одного покупателя. Торговый центр огромный, подготовить заказанный товар и разместить его поближе к выходу, видимо, никто не догадался. Так что процедура была долгой. На одного человека уходило минут по 15-20. Подсчитал, что в очереди больше двадцати покупателей, и уехал. На следующий день перед дверью в магазин тоже было несколько посетителей. Решил дождаться, но тут добрые люди подсказали, что делаю всё неправильно. Сначала должно прийти смс-сообщение. Почему-то на сайте не видел предупреждения об этом.
Сообщение пришло через два дня. В нём было написано, что заказ получен, оплата подтверждена, ждите приглашения за товаром.
- Вообще-то я надеялся получить кран и поставить его сразу после заказа и оплаты, - признался Василий. - Достаточно часто делаю онлайн-покупки, но раньше нужна была другая техника, электронная. Практически всегда всё происходило довольно чётко и быстро. Удивлён системой с ожиданием в несколько дней, когда дело касалось смесителя за 500 рублей. Кстати, пока ждал, старый кран начал работать нормально, но деньги заплачены, так что на пятый день пошёл всё-таки в магазин. Людей в очереди стало ещё больше. Хотел уже уехать, потому что отчаялся дождаться, но вдруг двери открыли и сказали, что могут заходить все сразу. Оказалось, подобным организациям разрешили работать.
Напомню, губернатор Челябинской области Алексей Текслер 6 апреля подписал распоряжение, по которому учреждения из многих сфер смогли продолжить свою деятельность.
Вчера, 13 апреля, этот список расширился. Правда, Алексей Леонидович предупредил, что стационарная торговля в организациях вне этих списков запрещена. Процесс контролируется, нарушители будут оштрафованы. Глава региона настоятельно рекомендовал сделать акцент на онлайн-работе.