Рабочую после новогодних каникул неделю сотрудники прокуратуры начинают с профессионального праздника.
Накануне даты журналист «ММ», встретившись с прокурором Правобережного района старшим советником юстиции Николаем Крынецким, расспросил о приоритетах, показателях и криминогенной обстановке на подведомственной территории.
– Николай Сергеевич, более девяти лет вы возглавляли прокуратуру Уйского района, где проживают около 23 тысяч человек. В Правобережном районе Магнитогорска более 120 тысяч. Возросли объём работы, ответственность. Какие ещё особенности характерны для нового места службы?
– Их несколько. Во-первых, сельская преступность не идёт ни в какое сравнение с городской. В мегаполисе больше преступлений, совершённых с использованием IT-технологий. Так, в Правобережном районе каждый день регистрируют подобные случаи. В Уйском же районе, благодаря активному взаимодействию с журналистами районной газеты «Колос», сайта главы района, а также публичным выступлениям в библиотеках, общественных организациях, добились, что киберпреступность сошла на нет. Во-вторых, статистика: городская преступность в несколько раз превышает сельскую. В Правобережном районе в течение года зафиксировано более двух тысяч преступлений. Радует, что по сравнению с прошлым отчётным периодом показатели снизились на десять процентов. Огорчает, что каждое второе дело остаётся нераскрытым. Увеличение раскрываемости – один из показателей работы правоохранителей, который будет находиться на особом контроле прокуратуры. Говоря о показателях, нельзя не отметить и снижение умышленных убийств: с двенадцати до двух случаев.
– Уточню момент, связанный с киберпреступностью. Благодаря тесному сотрудничеству пресс-службы УМВД и газеты «Магнитогорский металл» чуть ли не в каждом номере газеты публикуется информация, предупреждающая о кибермошенничествах. Подобные преступления характерны для всей страны, но лишь управление МВД по Челябинской области предложило региональным отделениям Сбербанка и ВТБ приостановить онлайн-кредитование, чтобы предупредить хищения денег с банковских карт.
– Соглашусь, масштабы киберпреступности в сельском и городском районах несопоставимы. К примеру, самое крупное учреждение в Уйском районе – отдел полиции с личным составом в сотню человек.
– Какие преступления в районе вызывают особое беспокойство?
– Подростковая преступность: рост составил 59 процентов. В основном это угоны автотранспорта. В позапрошлом году произошло 54 случая, в 2020-м – 89. Полицейские выявили несколько груп несовершеннолетних, специализирующихся на угонах. Анализ криминальных показателей за год позволит выявить тенденции роста, определить профилактические меры по предупреждению подростковой преступности. От несовершеннолетних не отстают и взрослые угонщики: зафиксирован рост с 15 до 35 случаев. Что касается структуры преступности, то каждое пятое совершено в состоянии алкогольного опьянения. Подчеркну, называю показатели за 11 месяцев работы. Статистические данные правоохранительной работы и прокуратуры района за 2020 год будут сформированы в конце января.
– В одном из выступлений вы заявили, что оперативное реагирование на заявления граждан считаете одним из главных направлений в деятельности надзорного ведомства. С какими жалобами граждане идут в прокуратуру?
– В основном недовольны деятельностью ЖКХ и службы судебных приставов. Граждане не согласны с тем, как приставы осуществляют взыскания, например, с пенсионных начислений. Кроме того, жалуются на несправедливость социальных выплат, на отказ в предоставлении бесплатной путёвки, на якобы необоснованный отказ сотрудников полиции в возбуждении уголовных дел. Иногда в прокуратуру приходят, чтобы выговориться. После 20-минутного монолога человек, так и не написав жалобы, покидает кабинет с чувством исполненного долга. Сроки рассмотрения жалоб очень сжатые – до 30 дней. На проверку законности действий полиции и того меньше – от трёх до десяти суток. Чаще всего жалобы носят эмоциональный характер, поэтому у заявителей берём объяснение. Что касается полиции, то проверяем журнал регистрации заявлений, выдачу талонов, прослушиваем аудиозапись работы дежурной части и выясняем законность принятия решения, допустим, об отказе в возбуждении уголовного дела. Горожане порой требуют возбудить уголовное дело на соседа за лай его собаки, на садовода – за незаконный захват метра земли. И с любой жалобой необходимо разобраться, так что у каждого сотрудника прокуратуры по нескольку десятков заявлений. Чтобы уложиться в сроки, задерживаются до ночи. Но, несмотря на большое количество заявлений, в работе придерживаюсь правила: человека надо выслушать, понять – и помочь восстановить справедливость.
– Какие из уголовных дел прокуратура направила в суд в конце года?
– Одно из преступлений произошло в сентябре. Подростки употреб-
ляли спиртное. Одна из девушек уснула, а 14-летний школьник, засняв её на смартфон, выложил снимки в Сеть. В отместку девушка ударила парня ножом в спину, нанеся тяжкий вред здоровью. Подростка удалось спасти. Дело расследовал СК Правобережного района. Деяния школьницы подпадают под статью 111 УК РФ – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью с применением оружия. В середине декабря прокуратура утвердила и направила в суд уголовное дело по обвинению 15-летней школьницы. Девушка написала явку с повинной, в содеянном раскаялась.
Другое резонансное преступление связано с обвинением 28-летнего магнитогорца в истязаниях и насильственных действиях сексуального характера в отношении дочери. Отец избивал девочку за плохие отметки, потерю сменной обуви в школе, отказ присматривать за младшим братом. Уверенный в том, что девочка не его дочь, домогался 12-летнего ребёнка. Экспертиза ДНК доказала их родственную связь. Отец вину не признал, не раскаялся, считает, что дочь его оговаривает. По заключению судебно-психиатрической экспертизы, потерпевшая не склонна к фантазии. Уголовное дело по обвинению мужчины в тяжких преступлениях направлено в суд.
– Несведущие граждане считают, что на судебном процессе представители прокуратуры лишь цитируют материалы следствия. Хотелось бы услышать примеры вынесения гособвинителем апелляционных представлений на постановления суда.
– Одна из основных функций представителя прокуратуры в суде – допрос обвиняемого. Не всегда судебное разбирательство отталкивается от материалов следствия. Представ перед судом, обвиняемый нередко отказывается от признательных показаний, и задача гособвинителя – вывести его на чистую воду. Это под силу профессионалам высокого класса, которые досконально знают материалы уголовного дела, владеют законами логики и риторики, точно формулируя вопросы. За прошедший год прокуратура принесла более 80 апелляционных представлений на судебные приговоры. Это один из самых высоких показателей в городе. Но апелляция – не самоцель. Проверяя законность принятого решения, областной суд имеет возможность исправить ошибки. Ярким примером работы гособвинителя может стать недавнее уголовное дело в отношении магнитогорца, которого обвинили в незаконном приобретении и хранении огнестрельного оружия. Мужчина пытался переделать газовый пистолет в боевой. По заключению эксперта, пистолет был непригоден к использованию. Дознаватель ходатайствовал о прекращении уголовного дела, поскольку обвиняемый ранее не имел проблем с законом, а категория преступления относится к небольшой тяжести. Наказание могли ограничить штрафными санкциями. Позицию дознавателя поддержала гособвинитель. Однако суд отказал в удовлетворении ходатайства, поскольку обвиняемый не загладил вред, причинённый преступлением. Государственный обвинитель, старший помощник прокурора Правобережного района Людмила Паникарёва принесла на постановление суда апелляционное представление, которое было удовлетворено Челябинским областным судом. Уголовное дело направили на новое рассмотрение. Обвиняемый загладил вред: перечислил на счёт школы-интерната десять тысяч рублей. Суд прекратил уголовное дело, назначив магнитогорцу десятитысячный штраф.
С большим уважением отношусь к работе судей. Познакомился и побывал на процессах у мировых и федеральных судей. Чтобы не терять квалификацию, продолжу практику посещения судебных заседаний.
– По словам генерального прокурора России Игоря Краснова, ущерб по коррупционным преступлениям только за 9 месяцев прошлого года превысил 45 миллиардов рублей. Он же подчеркнул, что борьба с коррупцией – приоритетная задача надзорного ведомства. Какую сумму ущерба нанесли доморощенные коррупционеры, и кто из них предстал перед судом?
– Ущерб от коррупционной деятельности на территории района превысил девять миллионов рублей. Почти на эту же сумму предъявлены иски о взыскании ущерба. Иск на сумму, превышающую четыре миллиона рублей, предъявлен должностному лицу социально-реабилитационного центра для детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. Дело рассматривается в суде.
– В обществе всё громче голоса о возвращении такого вида наказания, как конфискация имущества у коррупционеров. Ваша позиция по этому вопросу?
– Иски о взыскании ущерба, по сути, являются конфискацией. Другое дело, что коррупционеры научились скрывать преступные доходы. Я – за конфискацию. Считаю, этот институт как метод борьбы с коррупцией необходимо вернуть. Государство применяет различные антикоррупционные меры, среди которых – сменяемость прокуроров, декларационная кампания. Прокуратура проверяет учреждения и организации Правобережного района, руководителей муниципальных учреждений, сотрудников полиции на соответствие их расходов и доходов, наличие движимого и недвижимого имущества.
– Работа предстоит немалая.Что пожелаете коллегам в День работников прокуратуры?
– Поздравляю коллег с профессиональным праздником. Желаю достижения поставленных целей, успешного преодоления трудностей, профессионального роста, звёзд на погоны, здоровья и оптимизма.