8 ноября «Магнитогорский металл» опубликовал сообщение о совещании у заместителя главы города Виктора Храмцова о ликвидации несанкционированных автостоянок. Впервые с возникновения этой проблемы обозначены не «вообще», а вполне конкретные меры по наведению порядка в жилых массивах: предполагается, что так называемых охранников «самостийных» парковок будут привлекать к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность, а автомобили – принудительно эвакуировать на штрафные стоянки со всеми вытекающими последствиями. На сей счет в самое ближайшее время ожидается распоряжение главы города.
Мера вынужденная, жесткая. Многим горожанам эти ночные «автопритоны» с улюлюканьем сирен сигнализаций, громкой музыкой и визгом кучкующихся там нередко нетрезвых компаний, с шумом прогреваемых спозаранку моторов и бензиновым смрадом, заутюженными колесами газонами и разрушенными детскими и спортивными площадками изрядно портят жизнь. К сожалению, периодические набеги–рейды, частенько проводимые по заявлениям выведенных из терпения людей, результата не давали. В лучшем случае вместо «прикрытой» стоянки в одном месте поблизости очень скоро возникала другая.
И что? «Лед тронулся»? Хочется в это верить. Но одними только силовыми, административными мерами проблему не решить. Пока есть спрос – будет и предложение. Эту вполне рыночную формулу никто не отменит. Парковки нужны, но цивилизованные, с соблюдением всех градостроительных и санитарных норм. Именно с соблюдением таких условий выдают разрешения на организацию автостоянок. И есть прекрасные, достойные подражания образцы. Например, стоянка на улице Завенягина – не просто огражденная и освещенная, но и оборудованная системами видеонаблюдения. Людям где-то нужно ставить авто хотя бы на ночь. Не погонит же автовладелец машину, даже если у него есть гараж, в район «Химчистки» или вокзала, если он живет в южных микрорайонах. А очень многие сегодня вынуждены добираться на личном транспорте на работу, это видно из сотен припаркованных машин буквально около всех проходных металлургического комбината. А у многих работа связана с передвижением на собственных «колесах» с утра до вечера. Да и вообще машина должна где-то ночевать: гаражи есть и будут далеко не у всех, как показывает опыт крупных городов, даже не мегаполисов – свободные земельные ресурсы весьма ограничены. А количество машин, в том числе и в нашем городе, давно переросло все прогнозы и продолжает стремительно нарастать – примерно на пять тысяч в год.
Есть ли выход из этой ситуации? На какую-то более или менее отдаленную перспективу загадывать трудно – растут и потребности, и возможности людей (и это – отрадно!), следовательно, прогнозировать вал автомобилизации населения довольно затруднительно. Остается решать проблемы, как говорится, по мере их возникновения. Сегодня это – изыскание в городе дополнительных земельных участков для организации «цивильных» автостоянок. Кстати, параллельно с намечаемыми мерами по ликвидации несанкционированных парковок, управление инженерного обеспечения, транспорта и связи городской администрации, возглавляемое Михаилом Дмитриевым, готовит свои весьма реальные предложения на земельную комиссию. Сегодня для этого изыскивают не только «белые пятна» в городской застройке, пустыри, но и – вынужденно – давным-давно благоустроенные площади. Например, устройство ночной парковки на улице Дружбы, со стороны налоговой инспекции, на проезжей части весьма широкого и свободного от движения проспекта Металлургов. Есть предложения к предпринимателям крупных торговых центров, комплексов, магазинов организовывать у себя ночные парковки. Благо, там есть все, только нанять сторожей и поставить кассовый аппарат. И сами дополнительно заработают, и городская казна будет пополняться, и машины «уйдут» из дворов и кварталов.
Есть и более основательное предложение – по опыту многих городов. В частности Ульяновска: строить многоуровневые парковки, которые, предупреждаю, не надо путать с многоэтажными гаражами. Это сооружение, как правило, из современных «легких» конструкций, без отопления, имеющее 1–2 этажа под землей и 2–3 – надземных с «винтовым» заездом. Здесь нет индивидуальных боксов, а только размеченные места парковки. Причем на площади, где сейчас паркуется, к примеру, сто машин, на многоуровневой стоянке разместится 400–500 машин. Вопрос упирается в финансирование подобных проектов, нужны инвесторы. А дело очень выгодное – достаточно один раз вложить деньги, а затем годами получать гарантированную прибыль. Ведь все стоянки, как правило, временные, а здесь будет постоянный землеотвод. И гарантирован приоритет среди автовладельцев: хотя парковка и без отопления, но машины будут защищены от ветра, дождя, снега и лютых морозов. Кстати, главе города уже подготовлен «на показ» красочный альбом с «раскадровкой» таких цивилизованных сооружений. Думаю, уж для этого город места найдет.
Но вернемся к предпринимаемым мерам борьбы с незаконными ночными парковками. «Правозащитников» просим не беспокоиться – все будет происходить в правовом поле. Это – не «городская отсебятина». Еще в декабре 2003 года Правительство РФ приняло постановление № 759 «Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации». Федеральное правительство, определив признаки, по которым транспортное средство может быть препровождено на штрафную стоянку – а это и оставление машин без надзора, парковка в запрещенных местах, делегировала субъектам федерации утверждение размеров оплаты за транспортировку и хранение транспортных средств. В соответствии с этим постановлением в августе прошлого года соответствующие «прайсы» приняло и правительство области. Исходя из этих официальных документов готовится и распоряжение главы города Магнитогорска, прошедшее тщательную экспертизу в правовом управлении. Так вот: транспортировка автомашин с разрешенной максимальной массой до 2,5 тонны в населенных пунктах обойдется в 85 рублей за километр, на загородных дорогах – 34 рубля. Перемещение более тяжелых машин выльется владельцу несколько дороже. За хранение мотоциклов и легковых машин на штрафной стоянке придется платить по 20 рублей за каждый час, грузовиков и автобусов – по 55 рублей, а грузовых машин в составе автопоездов – по 92 рубля.
– Но рубить с плеча никто не собирается, – утверждает Михаил Дмитриев. – Будем разъяснять людям нашу позицию, убеждать. А если это не поможет, последуют меры принуждения и наказания. В первую очередь обратим внимание на несанкционированные автостоянки, где поблизости действует «законная» парковка. Такая, как, к примеру, во дворе дома № 124/1 по улице Труда, за «Розой ветров», где уничтожены газоны, детская площадка. Сначала предупредим автовладельцев, пользующихся услугами безымянных автоночлежек, оповестим о возможных мерах наклейкой на лобовом стекле, чтобы потом никто не ссылался на неосведомленность. Думаю, теперь многие водители поостерегутся доверять свои машины сомнительным «охранникам», которых для выявления личности и оформления штрафа за незаконную предпринимательскую деятельность придется, вполне возможно, препровождать на два-три часа в РОВД, тогда как машины останутся без всякого присмотра.
Кстати, предполагается такую серьезную меру, как «эвакуация плюс штрафная стоянка», применять не только к клиентам незаконных парковок, но и к автомобилистам, грубо нарушающим правила стоянок. Например, за постановку машины на газон.
Возможно, «ночлежники» будут всячески сопротивляться: плохо ли – не сеять, не жать, а денежки грести. Людей подбивать, в первую очередь, своих клиентов, которым «удобно» – на остальных «безлошадных» жильцов наплевать – держать машину у своего подъезда. Так, еще год назад около дома № 43 по улице Труда отвели землю под организацию «нормальной» автостоянки, но ее владелец так и не может приступить к ее обустройству: во дворе этого дома есть несанкционированная автостоянка, «хозяин» которой и провоцирует людей на «протестные» письма и выступления. От милиции, ГИБДД потребуется немало усилий по наведению порядка – под лежачий камень вода не течет. Но подозреваю, для них это будет как субботник, который – «дело добровольное». Отчитываются-то милиционеры по количеству ДТП, раскрытым преступлениям. А вот результатов работы с нарушителями правил стоянки, по количеству «закрытых» несанкционированных парковок с них пока никто не требовал. Так что – честь имею-с! Но буду рад ошибиться. А иначе очередные, пусть и беспрецедентные меры, предпринимаемые руководством города, уйдут, как паровозный пар, – в свисток.