Тематическая рубрика о птицах Магнитки и окрестностей на основе репортажей из телеграм-канала (12+) члена Русского географического общества, орнитолога-любителя Игоря Деревскова.
Люблю я снегирей. Во-первых, так сложилось, что за свою жизнь кого только не видел: и ибисов, и якан, и марабу, – а снегирей вживую встретил только недавно. А в детстве? Только на открытках да фанерных домиках вокруг елки возле драмтеатра, он тогда был на левом, мы там и жили. Вот теперь и снимаю их, как будто навёрстываю. А во-вторых, уже убедился: сколько ни выкладывай этих «фонариков» – людям не надоедает.
Птицы всегда были рядом с человеком, и раньше он это ценил – в духе времени, что называется. Это сейчас, пересев в автомобили, мы окончательно перестали их замечать. А в XIX – начале XX века было модно держать птиц в доме. В монументальном труде 1899 года Н. А. Холодковского и А. А. Силантьева «Птицы Европы. Практическая орнитология с атласом европейских птиц» (12+) чуть не каждая статья заканчивается информацией о качестве пения и возможности содержания данной птицы в неволе. У великого советского орнитолога Л. Б. Бёме есть труд «Жизнь птиц у нас дома» (1951, 12+).
Причём тут снегирь? А вы читайте дальше.
Виталия Бианки, надеюсь, читали? Откройте, взрослые, его детский рассказ «Снегирушка-милушка» (0+), написанный в 1947 году, – и узнаете кое-что новенькое:
«Жил у нас с бабушкой летом снегирушка. Грудка розовая, как кисель. Ручной совсем. Такой милушка! И очень музыку любил. Заведёшь патефон — он сейчас насвистывать. Мы ему всё больше ставили старинную песенку про охотника и зайку. Он и выучил её».
Вы поняли? Летом снегирь дома учит мелодии! Я был уверен, что он способен издавать только один звеняще-сиплый свист, по которому его, собственно, и нахожу.
Читаем дальше:
«А потом, осенью, – заболел. Заболел наш снегирушка – и смолк. Сидит – хохлится, зёрна не клюёт и молчит. Пёрышки у него стали падать. Это он линял. Долго линял – хохлился. А когда перелинял и выздоровел, опять повеселел. Повеселеть-то повеселел снегирушка, а песенку нашу любимую забыл».
Вот такие знания о циклах и свойствах жизни пернатых, в том числе и снегирей, несколько десятилетий назад были обыденными. Ну и раз уж я решил вас удивлять снегирями, садитесь поудобнее, продолжим.
Гаврила Романович Державин, поэт эпохи Просвещения, любимец Екатерины II, министр юстиции Российской империи, написал стихотворение «Снигирь» (12+) (снигирь – правописание автора) на смерть Александра Васильевича Суворова, скончавшегося 6 мая 1800 года в присутствии Державина.
«У автора в клетке был снигирь, выученный петь одно колено военного марша; когда автор по преставлении сего героя возвратился в дом, то, услыша, что сия птичка поёт военную песнь, написал сию оду в память столь славного мужа», – вспоминал Державин. То есть великий русский поэт сравнивает великого русского полководца со снегирём! Наверняка душевные качества птахи подтолкнули его к этому.
Вот такой он, наш снегирь.
Читайте о птицах и не только в телеграм-канале Игоря Деревскова https://t.me/igorderevskov (12+) и на его странице в социальной сети «ВКонтакте» (18+): https://vk.com/id312026280.