ИВАН ЛОГВИНЕНКО, Владимир Ванюков, Валерий Зацепин, Сергей Чигвинцев, Юрий Лиходедов, Александр Лаптев – ледовая дружина, подарившая горожанам зимний городок возле здания Правобережной администрации и новогоднее поздравление изо льда перед новой хоккейной «Ареной». Почти все они – члены Союза художников России, преподаватели МаГУ.
Вот что рассказал Иван Логвиненко, «бригадир», скульптор, автор эскизов:
– Несколько лет назад заказ на создание таких городков поступал в союз художников из городской администрации. Сейчас нужно выиграть тендер. Причем выигрывают те проектанты, которые сделают все комплексно: и спроектируют, и лед завезут, и поставят его, и вырубят фигуры. Лед нужен либо озерный, либо из пруда, то есть из тех мест, где вода стоячая. Основные инструменты – топоры да пилы, чтобы делать черновую обрезку.
Со льдом работать интересно, приятно. Отличие от работы с другим скульптурным материалом в том, что все делается очень быстро. А приемы все те же, по принципу Микеланджело: взять блок и отсечь все лишнее. А интересно работать потому, что лед сам по себе красив: он же прозрачен, он хрустален. Но и капризен. У нас в этом году была трагедия по всему городу: мы сделали уже почти весь городок, немножко осталось, и вдруг тепло. Все таять стало, лед потрескался, прозрачность потерял. У других бригад в других районах даже разваливались фигуры. У нас остались целыми, мы их поправили и доделали оставшееся. Тут нас боже, так сказать, помиловал. Люди у нас все проверенные, работаем вместе не один год. Раньше со снегом работали, но со льдом нам, конечно, нравится больше. Потому что снег всегда был грязный, чуть подтает – и все черное стоит. Да и не прозрачный он, глухой, только на объем работает, а лед еще и на просвет. Особенно красиво вечером, когда освещение и подсветку включают.
Сам Иван Логвиненко окончил Строгановское художественное училище, с 1980 живет и трудится в Магнитогорске. Его скульптура казанской царицы Сююмбеке, которую он делал на симпозиуме по скульптуре в камне в Казани, подарена Москве и стоит сейчас на Казанском вокзале. У нас в городе его работ очень мало. Одна из них, появившаяся благодаря энтузиазму архитектора Анатолия Волобуева, много делавшего для «оживления» города, – львы у солнечных часов. Последний заказ – мемориальная доска на здании индустриального техникума. Он сетует:
– Город не заинтересован в скульптурах. Можно было бы сделать, например, композицию при въезде в город со стороны аэропорта взамен развалившейся старой. Да и предприниматели могли бы облагораживать и здания, которые они строят, и город в целом. У нас даже куранты недоработаны: вокруг них ведь были запланированы скульптурные группы. И вообще, уральский город, город металла надо украшать объемными вещами – из камня и металла. То, что у нас есть, появилось еще во времена СССР, по фундаментальной всесоюзной программе, все исходило из центра. Сейчас хотелось бы, чтобы этим занялись городские власти. Но это отдельный и долгий разговор. Вы же о ледяных скульптурах будете писать, зачем портить людям праздничное настроение проблемами? Ледяные городки красивы? Вот и пусть люди радуются. С новогодними и рождественскими праздниками вас, уважаемые горожане!