ДОМ, фотографию которого мы опубликовали 1 апреля в рамках проекта «ММ» выставляет «на продажу», – бывшая фабрика пианино на левом берегу по улице Восьмого марта. Многие из позвонивших в редакцию называли фабрику мебельной – кроме пианино, здесь действительно производили мебель. День ее рожденья – 28 ноября 1967 года, когда комиссия подписала «акт о вводе в строй». День кончины неизвестен – она прекратила свое существование в начале девяностых, когда уходили в небытие многие предприятия.
Татьяна РОДИОНОВА, отклик с сайта «ММ»:
– За этим забором вообще много разрушенных зданий, и по-моему, восстановлению они не подлежат – слишком огромны масштабы разрухи. Закрыли целую фабрику, там работало много глухонемых. Может, надо все расчистить и построить жилой комплекс – ведь такие комплексы возводят на окраинах города. А еще надо продолжить строительство домов на бывших улицах: Ударников, Казахской, Грузинской. Там хорошее место, все коммуникации есть, несколько коттеджей построены. Почему остановились?
Надежда БУРЦЕВА, пенсионерка:
– Это мое предприятие, я там проработала 21 год. Пришла на фабрику семнадцатилетней в 1970 году, сразу после школы. В коллективе было человек триста. Я работала на наборе шпон – облицовывала пианино. Назывались наши магнитогорские пианино «Ритм». Заготовки для них привозили из Ленинграда, а у нас собирали. Начинался процесс сборки на первом этаже, который на фотографии здания не видно, заканчивался – на третьем. Заготовки мы шпаклевали, грунтовали и полировали вручную. Сначала делали черные пианино, потом – «красное дерево». Для этого был специальный станок с роликами – когда заготовка проходила через него, ее покрывали полиэфирным, как бы «стеклянным» покрытием. Делали столы, спинки для полуторных и двуспальных кроватей – их потом собирали в Новороссийске. Производили еще и резную кухонную мебель.
Запомнила трех директоров фабрики. Когда пришла – был Ефименко, потом Катков, при котором фабрика хорошо развивалась, завоевывала первые места в соревнованиях. Его забрали на повышение в Москву на карандашную фабрику. Последним директором был Зурков. При нем в годы перестройки все развалилось. Помню, в те времена отправляли пианино на бартер в Китай, а получали кроссовки, термосы, одежду… Кто давно работает – тому большой термос, кто недавно – тому маленький… Теперь езжу мимо этого здания на новостройки к внучкам и каждый раз расстраиваюсь – на эти корпуса без слез не взглянешь. Можно бы здание восстановить и сделать детский досуговый центр: детей много, а до гортеатра их везти далеко.
Татьяна МАЛОВА, домохозяйка:
– На фабрике пианино работала контролером моя знакомая. В девяностых начались неурядицы с зарплатой, и все оттуда побежали. Думаю, можно сделать там приют для животных, но город не готов его финансировать. Может, социальный приют? Бомжам тут будет лучше, чем возле бачков: хоть крыша над головой.
Анвар ГАЛЕЕВ, сотрудник МВД:
– Когда-то здесь было хорошо налаженное производство. Теперь бывшим работникам остается смотреть на разрушенное здание и сожалеть о его судьбе. Выкупить корпусы и перестроить дома в жилые никто не осмелится – район неподходящий. Остается ждать, когда до него дойдут руки у властей.
Владимир ГЕКОВ, электрик:
– Когда-то покупал там доски – отходы от производства. Кроме фабрики, там еще несколько корпусов: гитарный цех, склад, котельная, трансформаторная будка. По-варварски выдрали и окна, и двери – остались лишь стены.
Константин ВАСИЛЬЕВ, машинист крана, ММК:
– Прямо за этим зданием есть еще и гитарный цех, он относительно новый – его строили в конце восьмидесятых. Считаю, в нем можно сделать досуговый центр для детей – поселки развиваются, а детям деваться некуда.
Тимерхан СИСНЕТДИНОВ, пенсионер:
– Я строил эту фабрику в шестидесятых: работал плотником в тресте «Магнитострой» в строительном управлении № 6. Устанавливал здесь оконные блоки, перекрывал крышу. Начальником тогда был Евгений Межевич, а будущий Герой Социалистического Труда Анатолий Шкарапут – прорабом. Я думал, как можно использовать это здание. Спортивный комплекс – неудобно ездить. Гостиница – место неподходящее. Может, какое-нибудь производство? Ведь площади там есть, места для станков хватит. Или большую автомастерскую.
Максим ПОНОМАРЕВ, ЗАО «Электроремонт»:
– Старый гитарный цех давно сгорел. Мне рассказывали, был очень большой пожар. Потом строили новый, он превратился в долгострой, так и не пущен в производство. Думаю, старые здания можно разобрать и использовать дешевые стройматериалы на что-нибудь другое, а освободившееся место использовать под производственные цеха. Комбинат выпускает консервную жесть – можно построить, например, консервный завод.
Прасковья ШЕВЧЕНКО, пенсионерка:
– Надо приспособить эти здания для проживания горожан. Многим жилье не купить. Мой сын уже 15 лет снимает квартиру, у него двое детей. У меня душа за них болит. Сделайте недорогое жилье народу.
Мы приглашаем активных участников фотопроекта «ММ» выставляет «на продажу» Максима Пономарева, Анвара Галеева, Татьяну Родионову, Нину Белоногову в редакцию «Магнитогорского металла». Ждем вас 11 апреля в 17.00 по адресу: пр. Ленина, 124/1 в конференц-зале.