В апреле "Магнитогорский металл" в статье "Разбитая память" писал о патриархе местных живописцев Георгии Соловьеве: "Казалось бы, уж таким человеком Магнитогорск гордиться должен. Но получается, что вспоминают добрым словом Георгия Яковлевича только по знаменательным датам". В этом пришлось с сожалением убедиться, прочитав в редакционной почте письмо Надежды Бариновой.
"В 1973 году на стенe дома № 25 по улице Пионерской была торжественно водружена мемориальная доска заслуженному художнику РСФСР Георгию Соловьеву, в настоящее время этот памятник находится в ужасном состоянии, - сетует наша читательница. - Что сделал Георгий Яковлевич для Магнитки - долго перечислять. Достаточно напомнить, что его мастерскую посещал легендарный директор комбината Григорий Носов, а это уже о многом говорит. Тем более, не за горами и юбилей художника - сто пятнадцать лет со дня его рождения. Когда-нибудь дом на Пионерской снесут - это вопрос времени. Памяти об этом человеке - кроме сухих энциклопедических строчек да его полотен - не останется. Хотелось бы - и того желала его приемная дочь Татьяна, которая, к сожалению, скончалась в прошлом году, - чтобы мемориальную доску привели в божеский вид и установили на стене дома № 11 по улице Чапаева - там, где Соловьев прожил последние три года и откуда его проводили в последний путь…"
И вот в минувший вторник о Соловьеве вспомнили не только добрым словом, но и делом. В этот день, семьдесят шесть лет назад, благодаря стараниями Георгия Яковлевича был образован городской союз художников. Местные художники, а также сотрудники городского управления культуры, краеведческого музея и Магнитогорской картинной галереи на стене дома по улице Чапаева торжественно открыли мемориальную доску знаменитому земляку.
- А с доской на Пионерской что будет? - спрашиваю председателя городского союза художников Рашита Сафиуллина.
- Реставрации, к сожалению, она уже навряд ли подлежит, но один из наших скульпторов обещал сделать новую. Все-таки именно в том доме большинство своих полотен Соловьев задумал и осуществил.
Хранитель картинной галереи Мария Абрамова рассказала журналистам, что Георгий Яковлевич был не только автором монументальных картин о жизни города и металлургического гиганта, но и… романтиком.
- Когда он только приехал в Магнитогорск - города как такового еще не было, не было и комбината. Так вот, в один из дней строители наблюдали такую картину: едет на повозке в гору молодой человек и из бочки сыпет известью. Никто не мог понять, что бы это значило, но на следующее утро их глазам открылась удивительная картина: на той самой горе большими белыми буквами было написано - "Слава Магнитке!"
- Такие художники, как Георгий Яковлевич, нынче перевелись, - сожалеет продолжатель художественной летописи города Федор Разин. - Сплошные натюрморты, цветочки да абстракцию рисуют. Это слишком легко. Другое дело - город, комбинат. Изобразить все это на холсте так же трудно, как и построить металлургический гигант. Поэтому Соловьев нам и запомнится не только как основатель городского союза советских художников, но и как патриарх и летописец Магнитки.
Напомним, Георгий Соловьев родился в Москве. В возрасте 24 лет прибыл на постоянное место жительство в тогда еще едва обретавший очертания Магнитогорск, по сути - палаточный лагерь. Георгий Яковлевич работал художником информбюро Магнитостроя, в газете "Магнитогорский рабочий", в основном рисовал плакаты. Вскоре он занялся и живописью. Уже потом открыл первую изостудию при Дворце культуры металлургов, организовал местный союз художников, был награжден орденом "Знак почета" и первым из магнитогорских художников был удостоен звания "Заслуженный деятель искусств РСФСР". Умер 1 марта 1970 года в любимом им Магнитогорске.
"Первая домна", "Первый поезд", "Первая сталь", "Первый чугун" - более 600 картин, прославляющих труд строителей и металлургов, возводивших стальное сердце Родины, принадлежит авторству Георгия Соловьева.
Сегодня его работы можно увидеть в музее ММК, Магнитогорском краеведческом музее, в городской картинной галерее, Челябинской областной картинной галерее и в частных коллекциях.