Виски для секретаря
Лет в семь или восемь, когда наша семья ждала высокого гостя из Москвы - маминого старшего брата, я спросил у папы, в каком направлении от нашего села находится столица:
- Там, - махнул он рукой на Запад в сторону Белого камня. - Куда ты со своим друзьями за сладким корнем ходишь.
Вообще-то, этого места мы, пацаны, боялись как огня: как-то весной на нас с Белого камня чуть было не скатился клубок змей, у которых наступила пора свадеб. А вот взрослые туда ходили без опаски. Даже дорожку проторили. Из-под известковой скалы, возвышающейся почти на два метра над ковылем, бил ключ родниковой воды: холодной-прехолодной, чистой как слеза и вкусной. Сосед наш набирал ее с запасом: любил побаловаться чайком. Когда у мамы заболел желудок и ей посоветовали лечиться серебряной водой, мы вдвоем с братом ездили на Белый камень на велосипедах с бидончиком. Ключевая вода, плоская батарейка, проволока и серебряный полтинник с изображением царя или пролетарского рабочего с молотом - вот и весь, так сказать, "свечной заводик" по приготовлению этого лекарства. Маме полегчало, и до конца жизни она не жаловалась на боли в желудке. Была уверена на все сто, что ей помогла серебряная и родниковая вода.
В целебных свойствах родниковой воды убедился и после случая с моим приятелем Валерой Шампиевым, которому сделали сложную полостную операцию, после которой началось нагноение шва. Лечили его долго, даже переливание крови собирались делать. А после промывания родниковой водой болячку как рукой сняло.
Использовали земляки ключевую воду и в других целях. Соседка бабушка Нюра Нарожная солила в ней огурцы в кадке. Ароматные и хрустящие, они уходили со стола влет. Дед Павло Сиднев, появившийся в наших краях в сталинские времена, варил на родниковой воде самогон. Он называл его незнакомым для сельчан словом "виски" и угощал только избранных. Поговаривали, что сам секретарь райкома партии захаживал к нему на огонек откушать живительной влаги, а после обильного застолья поутру выглядел как малосольный огурец бабушки Нюры.
Для здоровья и красы
Огурцы и "сельское виски" - это, конечно, смак. А что такое вообще родниковая вода и полезна ли она с научной точки зрения? Вот что узнал из энциклопедических изданий. Это естественный выход подземных вод. Существует множество вод, оказывающих благоприятное воздействие на организм: минеральная, магнитная, шунгитовая. Но только о родниковой отзываются в превосходной степени. Ее называют не просто чистой, а кристальной, не просто целебной, а животворящей. Пробиваясь на поверхность, вода проходит через слои гравия и песка, что обеспечивает природную фильтрацию. При такой очистке она не теряет целебных свойств, не меняет структуры и гидрохимического состава. Родниковую воду можно пить, не подвергая ее дополнительному очищению.
Родники обладают различными целебными свойствами. Например, одни помогают бороться с повышенным артериальным давлением и аритмией, оказывают благотворное влияние на опорно-двигательный аппарат и нервную систему. Другие лечат головные боли, способствуют очищению печени и почек. Третьи нормализуют кровообращение, помогают при инфекционных заболеваниях и мочекаменной болезни. Медики рекомендуют родниковую воду для лечения кожи, ран и язв. А еще она разлагает вредные вещества и выводит токсины, которых в организме при нынешней экологии хватает. Опять же - родниковая вода расщепляет жиры.
Как кровь по жилам…
Кроме родника у Белого камня были у нас и другие. Один был расположен за селом на обочине крутого спуска, зажатого крутолобыми холмами. Уходившие на "полуторках" и "ЗИСах" в рейс шоферы обязательно останавливались здесь, чтобы набрать воды в дальнюю дорогу. Считалось законом сделать здесь остановку и испить воды по возвращению домой после долгой разлуки с малой родиной. Традиционными были свидания с родником для тех, кто отправлялся на службу в армию. В такие вечера старалась здесь гармошка, звали вдаль простые и понятные песни…
Второй ключ - на въезде в село со стороны Орска. Сейчас там местная предпринимательница открыла шашлычную. Место обихоженное, родник и бочажок возле него окольцевали бетоном, туалет поставили в сторонке, дорожки посыпали гравием. Но этот антураж, едкий дым и запах подгоревшей баранины меня не притягивают. В такой цивилизованности родник - чудо дикой природы - воспринимается как источник на курорте, где вечная колготня, мусор, вода взбаламучена и мало отличается от той, которую пьешь из крана.
Другое дело родник за селом, где располагалась чабанская точка моего друга Шимбулата. Здесь в ольховом леске вперемежку с осинами всегда тихо и спокойно. Не успеешь по тропинке и пару шагов сделать, как услышишь звонкую песню родника. Хоть и времени у чабана в обрез, но он регулярно чистил ключ, закопал трубу для стока воды, обложил исток крупными голышами. А рядом, где был заросший камышом овраг, упросил тракториста перегородить его земляным валом. Получилась плотинка, в которую его брат, Калий, зарыблявший водохранилище толстолобиком и белым амуром, запустил мальков. Года через три мы уже вовсю ловили здесь восемьсотграммовых толстолобиков, варили уху, кипятили чай на травах.
Хорошо помню родник под Малоярославцем Калужской области, где бывал с отрядом, занимавшимся поиском погибших в годы Великой Отечественной войны солдат. Там под кручей у речушки, впадающей в Оку, бьют три напористых ключа сантиметров по двадцать высотой. За этими вулканчиками можно наблюдать часами. Они притягивают и завораживают, как костер, у которого можно сидеть с друзьями вечно, отключившись от забот и тревог, согреваясь волшебным теплом на долгие годы.
Однажды решил силу ключа попробовать рукой, подставив ладонь под один из них. И надо же: родник пробивался из-под земли в том же ритме, как пульсирует кровь в сердце! Вот и скажи после этого, что мы не дети природы.
Прости, друг!
Ничего не бывает вечным. Родники тоже. Этим летом побывал в тех местах, где прошло детство. К роднику, где жарят шашлыки, даже не подъезжал. Тот, к которому ходили новобранцы, оказался под толстым слоем земли: теперь здесь проходит автотрасса. У Белого камня, как в Сахаре - ключ иссяк лет десять назад, когда наступили времена аномальной для этих мест жары. Лишь еле заметная в ковыле тропка, пересохшее болотце да грязно-коричневые кочки напоминали, что здесь когда-то бил ключ и сюда приходили люди. Да и Белый камень стал как бы ниже, поблек с годами, состарился.
А родник Шимбулата природа пожалела. Правда, не по справедливости получилось: друга не уберегла, когда у него остановилось сердце, а ключ сохранила. Впрочем, у природы свои мерки справедливости, которых нам не понять.
Благосклонны к памяти земляка оказались односельчане - не загадили мусором поляну, не срубили на топку деревья. Беззаботно весело, как в детстве, журчит по прочищенному руслу ручей. Сохранилось кострище, на котором мы когда-то варили уху. Как старого знакомого поприветствовали шелестом листвы осинки - узнали! Высоко-высоко в небе парила пара беркутов, цепляясь краешками крыльев за белое облако.
С пеленою на глазах смотрел на этот уголок уже далекой, но такой счастливой жизни и как наяву слышал голос друга: "Ты где пропадал? Мы тебя заждались с родником". Только нет ответа Шимбулату, не докричишься до него, как ни старайся. Как и не попросишь прощения за то, что уехал далеко, не простившись, не проводил его в последний путь…
Где пропадал и как жил все это время без друга и родника, я рассказал его жене, детям и внучке. И легче стало на душе.
История под сваями
А как обстоят дела с родниками у нас? В Магнитке я, можно сказать, человек пришлый, поэтому первым делом за помощью обратился в Интернет. Оказалось, что родников у нас море. Только не бьющих из-под земли, а различных ООО - обществ с ограниченной ответственностью, предлагающих горожанам водку, коньяк, пиво, фильтрованную воду, недвижимость и еще бог знает что. Правда, на сайте "По тропам Южного Урала" вольный странник Виталий просветил: настоящий родник есть за вокзалом по дороге в поселок Цементников. А валеолог Елена Дудкина сообщила в Интернете еще два года назад, что в Магнитогорске насчитывается 27 родников, в чем засомневались известные краеведы Миндихан Котлухужин и Валерий Ефимов. Они назвали два действующих ключа - уже упомянутый и тот, который расположен у садового товарищества "Строитель".
- Из родника за вокзалом не советую пить воду, - сказал Миндихан Абкадырович. - Специалисты говорят, что этот родник подпитывается фекальными водами. А вот у "Строителя" родник полезный - от многих слышал.
Просто, не претендуя на литературные изыски, краевед Галина Гончарова в историко-этнографическом исследовании описала магнитогорский святой родник, который был местом паломничества и излечения старомагнитских казаков, живущих рядом со станицей еще в прошлом веке. Бил он из-под земли на нынешнем пересечении проспекта Ленина и улицы Завенягина. По рассказам старожилов, когда-то у родника была явлена икона Божьей Матери, здесь всем миром построили часовню. Но, что людям хорошо, то властям нашим в тягость. В 60-е годы сюда пригнали бульдозер и с лозунгом "Долой антисанитарию!" заровняли ключ с землей. Через двадцать лет на этом месте появилась девятиэтажка на сваях. И порвалась навсегда еще одна ниточка истории.