По данным аналитического центра Юрия Левады, самая престижная на сегодня область профессиональной деятельности – юриспруденция. На втором месте – менеджеры и директора фирм. Военные в тройке самых опасных российских профессий. На пятом месте по профессиональной опасности находятся водители, в том числе и военные, подготовкой которых занимается объединенная техническая школа РОСТО.
Она была образована около шестидесяти лет назад, ранее в автомобильной, морской и радиотехнической школах ежегодно занимались свыше тысячи человек. В девяностые годы численность курсантов школы снизилась до трех сотен. По словам заместителя начальника по учебно-производственной части объединенной технической школы подполковника Ивана Костерева, план-задание Генерального штаба России по подготовке специалистов военно-учетных специальностей Магнитка всегда выполняла, а иногда и перевыполняла. В последнее время в военкоматах, которые комплектуют кандидатов в курсанты, отмечен рост желающих выучиться в школе РОСТО. Причина понятна: специальности, получаемые здесь парнями, находят применение и на гражданке. Чем, скажите, военный водитель отличается от гражданского? Разве что формой. Да умением обслуживать и латать износившиеся до предела машины.
– Наша школа готовит водителей категории «С», – рассказывает Иван Костерев, – водителей-электромехаников для военно-воздушных сил, которые после демобилизации могут быть востребованы в гражданской авиации, специалистов силовых осветительных агрегатов с правом работы с источниками питания до тысячи вольт. Парни служат в ВВС, инженерных частях и на флоте. Мы имеем опытных преподавателей, отработавших в нашей системе не один десяток лет, оборудованные наглядными и действующими пособиями классы, тренажеры для начинающих водителей, обогреваемые зимой боксы. Конечно, состояние машин оставляет желать лучшего: они на ходу только благодаря энтузиазму технического персонала. Новые машины инструкторы не получали с 1989 года. Правда, как сообщил в июле новый председатель центрального отделения РОСТО Анатолий Стародубец, на будущий год правительство пообещало оборонно-спортивной организации 1600 новых автомобилей для подготовки водителей. Последние 15 лет источники финансирования с каждым годом иссякали. Правительство выделяло РОСТО 28 процентов, остальные 72 организация находила сама. Сейчас от Министерства обороны поступил заказ на подготовку юношей к военной службе и на разработку программ возрождения патриотизма у молодежи. Это связано с грядущим сокращением срока службы в армии до года. В связи с этим Стародубец попросил министра обороны Сергея Иванова вчетверо увеличить финансирование РОСТО. Губернатор Петр Сумин и председатель РОСТО договорились о поддержке администрацией области оборонной организации. Есть надежда, что и в нашу объединенную техшколу придет новая техника.
Анатолий Стародубец считает, что государство выделяет РОСТО треть от необходимого. Руководители магнитогорской организации называют другие цифры:
– Подготовка одного водителя-электромеханика обходится в 16200 рублей, водителя-профессионала – в 12100, специалиста осветительных агрегатов – в пять тысяч. Из требуемых 33300 рублей нам выделяют 17 процентов – 5661 рубль. Оставшиеся деньги добываем сами, – делится наболевшим подполковник Костерев. – Вынуждены сдавать площади арендаторам, подрабатывать, готовить в автоклассе на «Юности» водителей категории «В», за отдельную плату – переучивать курсантов на любительскую категорию. Парадоксально: готовим специалистов для Вооруженных Сил, а соответствующего финансирования нет. Сегодня только долги за тепло – около двух миллионов рублей, а впереди – зима. Начальник объединенной техшколы Василий Муровицкий направил письмо губернатору области с просьбой решить вопрос. Надеемся, оно не останется без ответа.
Школа пользуется успехом у молодежи, приходят даже добровольцы, минуя военкоматы. Для некоторых это шанс получить специальность: курсанты из малоимущих семей имеют квоты. Экзамены сдают все, правда, не всегда с первой попытки. В армию призывают 85 процентов из числа выпускников школы. Но человек сорок умудряются до призыва поступить в университеты и тем самым отсрочить получение солдатских погон до окончания учебных заведений.
Ежегодно по договору с Минобороны РФ на учебной базе РОСТО готовят около 100 тысяч специалистов по 32 военно-учетным специальностям. По сообщению первого заместителя председателя ЦС РОСТО генерал-лейтенанта Сергея Федулова, с 2008 года оборонная организация страны намерена увеличить «в среднем на 40–50 процентов объем подготовки специалистов по военно-учетным специальностям».
Подвижка есть и в Магнитогорске. Городское РОСТО будет продолжать подготовку специалистов по техническим и авиационным специальностям, проводить военно-патриотическую работу среди молодежи. Ранее отделение РОСТО изыскивало средства на обучение призывников и проведение спортивных мероприятий, и они единовременно субсидировались. Ныне, по заверению главы города Евгения Карпова, администрация Магнитогорска берет на себя затраты по подготовке летчиков и парашютистов для службы в десантных войсках.
Вне всякого сомнения, содержание в надлежащем порядке аэродрома, самолетов, летной и парашютной амуниции просто необходимы, чтобы подготовить высококлассных специалистов для авиации. На летном поле нет праздношатающихся, любителей сломать все, что подвернется под руку. На территории Дома обороны таких вандалов сколько угодно. Особенно на площадке единственного в Урало-Сибирском регионе музея боевой техники, где сотрудники и активисты городской оборонной организации проводят военно-патриотическую работу с молодежью. Только ей препятствуют стоящий на дисках маршальский «ГАЗ-64», на котором ездил Георгий Жуков, будучи командующим войсками Уральского военного округа, раскрученные детали самолета Л-29, флагшток без флага, мусор после выходных дней. Не имея финансов, музейные экспонаты не спрячешь от вандалов в какой-нибудь павильон, работающий, как государственный музей, в определенные часы. Действующие модели – боевую дозорно-разведывательную машину и фронтовой грузовик «ЗИС-5» – содержат в боксах. На «ЗИСе» выезжают в город только по праздникам: в Дни защитника Отечества в феврале и военного водителя в мае.
В разных направлениях работает городская оборонная организация. Тут и военно-патриотическое воспитание молодежи, и обучение военно-учетным специальностям, и развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта, и служебное собаководство… Нет мелочей в воспитании подрастающего поколения. Быть может, вводимая в России программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006–2010 годы» не провалится, как предыдущая. Как заявил Василий Муровицкий, новый председатель центрального отделения РОСТО Анатолий Стародубец намерен возродить лучшие традиции ДОСААФ СССР. Может, тогда и профессия военного вновь станет востребованной.