Продолжение. Начало в № 136, 169.
Одно из ста чудес света - знаменитый "Аль Медина-альвардия" - розовый город, находящийся в современной Иордании. Три часа езды от израильского Эйлата - курорта на берегу Красного моря. Туристы, отдыхающие на побережье Красного моря в Египте и Израиле, стремятся обязательно увидеть розовый город, высеченный в песчаных скалах и брошенный его создателями на милость золотого песка в нынешнем арабском королевстве.
Розовый город Петра - "скала" - находится на востоке современного иорданского города Вади-Муса, что в переводе означает долина Моисея. Его появление относится ко II тысячелетию до нашей эры. До сих пор идут научные споры о том, кто высек в скалах город с гробницами, площадями, театрами, храмами. Гиды употребляли термин "протонабатеи", то есть предшественники набатеев - кочевников-скотоводов, которые, если верить некоторым ассирийским текстам, уже в XII века до нашей эры обосновались в окрестностях Петры. Как бы то ни было, строителями Петры, очевидно, были кочевые семитские племена, которые прибыли с юга, из пустынь и степей Саудовской Аравии.
Увидев по телевидению портики, высеченные в скалах, я "заболела" мечтой - увидеть Петру. Из Эйлата экскурсия в Петру обходится в 255 долларов. При пересечении границы платим 70 долларов и под опекой иорданского гида, красивого стройного араба едем в Петру. По дороге он рассказывает о прелестях жизни в королевстве, толерантности, господствующей в отношениях между представителями различных народов и религий, щедрости короля, который взял под личное покровительство всех пенсионеров страны; мирном сосуществовании различных мусульманских общин, не имеющих единого лидера. А за окном автобуса простирались каменистые, покрытые песком горы, редкие поселения бедуинов, мелькали двухэтажные дома из песчаника, окрашенные в голубой, коричневый, серый, - это город Вади-Муса.
Крутой спуск, и вот он - Розовый город. Песок везде, куда ни глянешь. Сочувствую тем, кто, несмотря на предупреждение, поехал в Петру в босоножках или даже шлепанцах. Идти тяжело. Чистое безоблачное небо, жаркое солнце. По краям дороги причудливые нагромождения из твердого песчаника. Все округлено, будто вылеплено руками. С ужасом представляю, что пешком надо преодолеть три с половиной километра. Никакая шляпа не спасет от палящих лучей солнца.
Наконец открывается проход в скале, и мы оказываемся в прохладном коридоре с нависающими 80-метровыми стенами. Идем по камням дороги, проложенной еще в эпоху античности. На стенах схематичные, фантастические изображения, выбитые фигуры, останки жертвенников, водопроводных каналов. Наука доказала, что город был оснащен системой водопроводных каналов, что способствовало развитию ирригационного земледелия. Оказывается, пещеры Петры рукотворны.
Разглядывая стены коридора, оказываемся перед изумительными колоннами гигантского двухэтажного фасада, будто впечатанного в громаду скалы. Перед нами древний храм Аль-Хазне, что значит - сокровищница. Рассматривая 39-метровый фасад, убеждаемся, что перед нами подлинная сокровищница различных архитектурных стилей: греко-римского - колонны, их капители, облик самого кортика; египетского, арамейского и ассирийского - символика изображений и скульптур. Протонабатейский стиль проявляется в способах скального строительства: скалы высекали сверху вниз. Любуемся, удивляемся, восхищаемся, ощущая свою малость. Помню, что похожие чувства испытала, увидев пирамиды Египта. Отвесные скалы площадки напротив сокровищницы испещрены гробницами. До сих пор ведутся споры об истинном предназначении этих помещений.
Пройдя вырубленные в скалах прямоугольные залы, подходим к каменному театру, существовавшему еще во II веке до нашей эры. Но это не театр в его нынешнем понимании. Здесь собирались для принятия важных решений или коллективных молитв.
За одну экскурсию невозможно осмотреть все достопримечательности Петры. Среди нас была соотечественница, которая приехала во второй раз, чтобы осмотреть то, что не успела увидеть в первый приезд. Пока мы рассматривали строения внутри каньона, она по крутому подъему добралась до монастыря Ад-Дейру. Ее восторгам не было предела.
Петра имеет отношение и к ветхозаветным героям иудейского народа: Аарону и Моисею. Существует легенда, что ущелье, ведущее к городу, и есть то место, в котором море расступилось перед несущими Ковчег Завета, когда евреи выходили из египетского плена. "И пошли сыны Израилевы по дну моря, как по суше, а по правую руку от них стояли стена воды и по левую - стена воды".
Глядя на то, что осталось от древнего города, представляли, как "жили" улицы и площади города. Здесь были торговые лавки и рынки, административные сооружения, величественные храмы. От многих арамейских, греко-римских построек сохранились лишь остовы зданий. Но даже того, что осталось достаточно, чтобы оценить величие, красоту и мощь одного из древнейших памятников человеческой культуры.