Проезд в общественном транспорте - всегда немножко стресс для всех, кто пользуется этой недорогой, но нужной услугой. Поездка в маршрутной "ГАЗели" - стресс вдвойне, поскольку вероятность попасть в аварию, не доехав до места назначения, возрастает в разы. Если посмотреть на движение желтых маршруток повнимательнее, свежим взглядом, многое нас удивит и заставит задуматься…
Вообще, когда едешь не за рулем, не отвлекаясь на дорогу, можно увидеть много интересного, от чего не всегда приходишь в восторг. Уже при посадке в "ГАЗель" привлекают внимание большое количество надписей - плод народного юмора водителей и не только. "Аттракцион: 30 минут страха и вы дома. Стоимость аттракциона 15 рублей", "Места для 90-60-90", "Просьба семечки, орешки и бананы есть вместе с кожурой!", "Тише скажешь - дальше выйдешь!", "Земля - народу, заводы - рабочим, деньги - водителю!" и так далее. Чтение отвлекает, иногда развлекает. Здесь же различные объявления. Хорошо.
Раздражает другое: убогость этих бумажек, листочков, то, как они закреплены, в каком состоянии. Вообще, весь вид салонов таких такси в целом говорит о неуважении к тем, кто вынужден ехать в этой желтой консервной банке. Разве не так? Убогость. Убогость во всем: от двигателя до салона - вот определяющее слово для таких машин.
Теперь о водителях. Как они одеты, как ведут себя, что и как говорят, чем пахнут. Всегда удивляет количество приезжих за рулем. Типичный представитель - мужчина, явно недавно приехавший из Средней Азии, не совсем хорошо говорящий по-русски, что не мешает, впрочем, ему время от времени ворчать на своих же собратьев, произнося громко, так, чтобы все слышали: "Куда прешь, черт нерусский!" Может, им одну форму носить? Нас же не раздражает один и тот же цвет маршруток. Хотя дело не во внешнем виде. Даже не знаю, но ловишь себя на мысли, что очень часто встречается много странных субъектов в качестве водителей маршруток, вызывающих подозрения в их вменяемости и профессионализме. Видимо, критериев отбора таких людей, отвечающих за нашу с вами безопасность вовсе не существует.
Чтобы нам, пассажирам, было комфортно, с точки зрения многих таких водителей, необходимо включать крутой шансон, да так громко, что надписи типа: "Хочешь выйти - кричи!", "О нужной остановке объявляйте заблаговременно и кричите об этом так, как будто вы пять минут назад ее проехали", "Остановки произносите громче, водитель глухой", "Чем дольше вы молчите, тем дальше вас увезут", теряют всякий смысл, поскольку человек в кабине все равно ваши просьбы не слышит. И вообще, кто сказал, что по пути я хочу слушать "блатняк", да еще громко? А если мне нравится ехать в тишине?
Об атмосфере внутри салона можно рассказывать долго. Здесь и откровенные "шатуны", которые не помнят, что нужно оплачивать проезд и любители пива, на поворотах готовые облить вас ценным напитком, одарить незабываемыми запахами и словечками, разъезжающие с пьяным мышлением эгоистов. Как часто при открытии дверей маршруток вместо пассажиров вылетают пустые бутылки… Это тема о нашем с вами воспитании и культуре.
А разговоры по сотовым телефонам! Иногда за десять минут всех находящихся в салоне просто принуждают быть в курсе чьих-то бед, планов и споров. Зачем? Почему я должен слушать, как от кого-то ушла жена, у кого-то начальник - дурак, кому-то не хватает денег, а жизнь - дерьмо? Можно потерпеть и не изливать душу при всех. Есть желание повесить еще одну надпись-коротышку: "Стирайте свое грязное белье после выхода из салона!"
- "Лэнин" приехали, "Завенягин", выходим, - объявляет водитель, - дальше "Энгельс" остановлюсь, есть кто?
- Есть, - громко выкрикивает женщина, заглушая песню "Владимирский централ".
- Ай, не глухой, да. "Энгельс" выходи… Слушай, дэвушка, не сиди возле двери, мешаэшь заходыт другим, а!
- Не "ты", а "вы"! Я что, по-вашему, толстая что ли? На себя посмотри, хамье!- пассажирка выходит, сильно хлопая дверью.
Южный водитель явно завелся. А ты интуитивно глазами начинаешь искать надписи про двери. "Конкурс, кто громче хлопнет дверью, кончился, все призы розданы", "Внимание!!! В случае сильного хлопка дверью, автоматически активируется механизм метания монтировки. Будьте бдительны!", "Прежде чем хлопать дверью, потренируйтесь на своем холодильнике", "Не хлопай дверью, она нежная и ласковая!"
Тот, кто хоть раз ехал за маршрутками, знает, как это экстремально! Все разговоры о том, что надо останавливаться только на остановках, для пустого сотрясания воздуха. В чем-то виноваты и пассажиры, поскольку голосуют на перекрестках, на пешеходных переходах, на выездах из дворов и переулков, даже на мостах. Причем часто жаждущие уехать выбегают на обочину резко, неожиданно для окружающих. Также резко тормозят и водители, подвергая прямой опасности всех находящихся внутри салона и тех, кто движется сзади. Успокаивает лишь то, что поток желтых машин, кажется, бесконечный и порой полностью занимает одну полосу движения. Поэтому не имеет смысла вклиниваться в него, чтобы через минуту экстренно тормозить, рискуя "поцеловать" желтый зад "ГАЗели". Но сами желтые авто то и дело меняют полосы движения, тормозя и ускоряясь, что создает сплошной хаос на дороге.
Юмор, опять же висящий внутри салона маршруток, не вселяет оптимизма в пассажиров. "При аварии количество умерших должно совпадать с количеством сидячих мест", "При аварии не реветь!", "Пpи аваpии pазбить стекло головой", "Внимание! Машина на автопилоте", "Хочешь доехать - заткнись!" Только от таких надписей можно вцепиться в поручни и не отпускать их до конца поездки. Хорошо, если у вас нормальное чувство юмора. А если нет? А если кто-то очень мнительный, нервный, с давлением? Их от таких афоризмов можно откачивать, не трогаясь с места.
Нет, тут надо что-то менять… Причем посадить адекватных, обученных профессионалов, одетых в одну форму - это недостаточно. Наверное, нужно кропотливо заниматься подготовкой таких водителей, а не брать первых попавшихся с улицы, которые безропотно готовы отчислять своим хозяевам столько, сколько скажут, а уже дальше будут делать все, чтобы не быть внакладе. Надо уменьшить количество маршруток раза в три. Да что там, нужны не эти консервные пассажирские банки для перевозки "кильки", а свободные мини-автобусы, удобные для входа и выхода, с нормальным обзором, проветриванием, отоплением, с достаточным количеством воздуха внутри, в конце концов. Зарплата водителей не должна быть пропорциональна количеству нарушений по маршруту. Надо избавить их от акробатического управления машиной при оплате проезда. Это опять-таки наша с вами безопасность.
Новому мэру Магнитогорска придется решать в числе других и проблему общественного транспорта. А уж задачу общей культуры предстоит решать нам с вами сообща…