Тематическая рубрика о птицах Магнитки и окрестностей на основе репортажей из телеграм-канала (12+) члена Русского географического общества, орнитолога-любителя Игоря Деревскова.
Подписчица задала каверзный вопрос: «Так почему же у дятла не болит голова?» – и мне пришлось порыться в материалах. Итак, когда дятлы долбят по дереву, их голова движется со скоростью 7 метров в секунду, нанося за неё же 20–25 ударов. Это почти вдвое превышает скорость работы пулемета. За день набирается 10–12 тысяч ударов. Встречаясь с деревом, голова получает удар силой более чем в 1000 раз превышающей силу земного тяготения. Известно, что человеку, чтобы получить сотрясение мозга, 80-кратной силы земного тяготения.
Возьмём обычного большого пестрого дятла (на фото именно он). Длина тела птицы – 20–27 сантиметров, при этом длина языка, не пугайтесь, – сантиметров 10–15. Конец языка увенчан острыми зазубринами, ими дятел накалывает личинок и жуков, как котлету на вилку. Наконец, хвост дятла тоже уникален. Он усеян острыми шипами, которые впиваются в кору, что позволяет птице использовать его в качестве опоры и балансира.
Хорошо, скажете вы, только это никак на объясняет даже не отсутствие у дятла головной боли, а то, как он вообще ещё жив. Отвести удар от мозга и рассеять его силу дятлу помогает ряд фантастических, на мой взгляд, фокусов.
Хитростей несколько. Первая – строение клюва. Верхняя его часть чуть короче нижней, а это позволяет перераспределить удар, чтобы его сила уходила из головы в тело, не затрагивая череп. Вторая – необычная подъязычная кость. Она есть и у человека, располагается, как легко догадаться, под языком и служит для него опорой. У дятлов подъязычная кость увеличена и затейлива по строению: начинаясь под языком, она разделяется сзади на два отростка, которые тянутся слева и справа, огибают трахею и позвоночник, идут через весь затылок, через темя и лоб, огибают глаза сверху и соединяются в ноздрях. Передняя её часть тоже очень сильно удлинена – это такой костно-хрящевой штырь, идущий внутри языка.
В поисках корма дятлы в прямом смысле слова работают языком, обшаривая отверстия и полости в дереве. Тонкий, сильный, длинный, липкий от слюны, усеянный шипами язык помогает дятлам доставать насекомых из их убежищ. Подъязычная кость не только очень большая, но и очень гибкая: выталкивая язык из клюва, отростки подъязычной кости сближаются, чтобы язык высунулся как можно дальше, а в расслабленном состоянии они расходятся, помогая языку спрятаться. Для такой работы нужна надёжная точка опоры, вот поэтому подъязычная кость огибает череп и крепится в носу.
Вы наверняка догадались: длинная подъязычная кость, огибающая череп, смягчает удар, выполняя функцию амортизатора: ударная сила идёт по ней вокруг черепа к языку, не касаясь мозга.
Вот две главные блокировки. Но у этих совершенных птиц припасены и другие предохранители. Строение их черепа напоминает бутерброд, в котором между двумя внешними слоями плотного костного вещества лежит менее плотная «начинка». А ещё мозг птиц не прилегает вплотную к костям черепа – между ними остаётся небольшое пространство, заполненное особой жидкостью. От сильного удара мозг начинает «болтаться» в этой жидкости, стукаясь о череп изнутри. Чем больше пространство, тем сильнее удар. У дятлов это пространство меньше, чем у других птиц, и на самом мозге у них меньше выпуклостей, так что если какие-то остатки ударной волны доходят до мозга, они его не травмируют.
Ни у кого не осталось сомнения в том, насколько дятел – идеальный биоорганизм?
Читайте о птицах и не только в телеграм-канале Игоря Деревскова https://t.me/igorderevskov (12+) и на его странице в социальной сети «ВКонтакте» (18+): https://vk.com/id312026280.