«Негоже императору по окнам лазить», – высмеивает современная телереклама государя-реформатора. Самодержец-то знает, за что получает: прорубил, как говорится, – отвечай. Простые смертные, бегавшие от окна к окну ради получения справок или оплаты квитанций, были без вины страдающими. Окошки, перед которыми выстаивали очереди, на императорские совсем не похожи. Какой там путь в Европу? Скорее, в дикость доисторическую…
Явление ЕРКЦ народу было необходимо, чтоб покончить с его многолетними мытарствами. Теперь «отцы» единого расчетно-кассового центра без заминки делят жизнь на «до» и «после». До января 2004 года город располагал сорока семью кассами, где «чужаков» гнали в шею. Деньги от квартиросъемщиков принимали строго по месту жительства, перечень услуг в кассах состоял из одного пункта – оплата жилищно-коммунальных услуг. В первой половине 2005 года нагрянули контролеры, проверили рентабельность касс и «пустили под нож» двенадцать убыточных. С уцелевшими руководство ЕРКЦ поступило так: двадцати трем оставило восьмичасовой режим работы, двенадцать стали принимать деньги с восьми утра до восьми вечера, в том числе в выходные и праздники.
– Было много положительных откликов от населения, – подчеркивает и. о. начальника управления жилищно-коммунального хозяйства городской администрации Сергей Абрамов. – Главное – появилась возможность платить в любой из касс, например, по пути с работы.
Кассы постарались разместить так, чтоб они были на пути следования горожан. Расчет простой: если контора по пути – мимо ни за что не проедешь. Кроме удобного месторасположения, придумали и другие «завлекалочки». Денежки в кассы вносят не только за пользование коммунальными благами, ремонт и содержание жилья. Здесь же оплачивают электроэнергию, жители домов, обслуживаемых ЖРЭУ № 1 и 2, в рамках проводимого эксперимента могут застраховать жилье, владельцы частных домов – рассчитаться за газ и внутридомовое газовое обслуживание. Первого августа сделан еще один шаг навстречу клиентам: с этого дня во всех кассах ЕРКЦ принимают абонплату за телефон, а также платежи за различные виды связи (радио-, междугородную, международную, CDMA).
– Действующие кассы оптимально загружены, – считает Сергей Абрамов, – добавлять или убирать какие-то услуги не представляется возможным.
Все идет к тому, что оплачивать жилищно-коммунальные услуги станет еще проще. Не по нутру кассы ЕРКЦ – можно отправиться с квитанцией в любое почтовое отделение, КУБ, Сбербанк, Челябинвестбанк, и Челиндбанк. Есть вариант безакцептного списания платежей с банковского вклада, возможность удержания суммы из зарплаты, чем сегодня, кроме городской администрации и коммунальных служб, никто не пользуется. Наконец, самым продвинутым после решения технических проблем предоставят шанс расплатиться посредством банкоматов, установленных в крупных торговых центрах.
И насладиться бы прелестью всего, что нам предложено, да одна закавыка мешает. Кассы порой расположены в тесных закутках и подвалах, где больше двух лучше не собираться: места все равно не хватит. Красиво сервированные блюда в отстойной забегаловке только расстраивают аппетит, смешно говорить о «пятизвездном» сервисе, если, неровен час, намнут в очереди бока или оторвут пуговицу.
Подтянуть сервис до нужной «звезды» призваны центры комплексного обслуживания населения, именуемые также центрами одного окна. Уж оно-то, хочется верить, приблизит нас к вожделенной Европе. В семи центрах (по числу обслуживающих жилфонд муниципальных предприятий) все, по мысли авторов идеи, должно быть честь по чести. Под одной крышей соберут бухгалтеров по начислению квартплаты, кассиров, паспортистов, сотрудников правовой службы и управления социальной защиты населения. Все необходимые справки и консультации можно будет получать, не покидая помещения. Не как сейчас: чтоб раздобыть справку у паспортиста, приходится бежать к бухгалтеру и подтверждать у него отсутствие задолженности. В центре комплексного обслуживания достаточно легкого движения руки – и ваша финансовая история на компьютерном мониторе как на ладони.
Кое-где обслуживать по-новому уже начали. Центр одного окна работает по ул. Жукова, 2/1 и близок к «проектной мощности» на пр. К. Маркса, 184/1. Известно, что еще два разместятся по ул. Ленинградской, 21 и пр. К. Маркса, 119/3. Для трех остальных помещения пока не подобраны. Это не так просто: важно найти не какие попало, а светлые и просторные.
– Сейчас трудно сказать, сколько касс закроется после появления центров, – заметил Сергей Абрамов. – Предполагается, что все семь заработают к середине следующего года, хотя сроки могут быть и отодвинуты. Конечно, в пределах нескольких сотен метров от центра содержать кассы нет смысла. Тем более что платить, как и сейчас, можно будет в любом месте.
С этого года единый расчетно-кассовый центр наделен функциями приватизации жилья. Более 77 процентов квартир уже обрели собственников, решать, как быть с «бесхозными», – можно до 2010 года. И. о. директора ЕРКЦ Елена Манулова предполагает, что часть жилфонда так и не будет приватизирована. Не все готовы к тому, чтоб вместе со свидетельством о собственности взять на себя обязанности по содержанию жилья. В том числе и по этой причине наплыва народа в центре по улице «Правды», 27/1 не ждут.
– Мы установили ежедневный 12-часовой график работы, – разъясняет Елена Манулова. – Четыре дня в неделю идет прием документов, три дня – выдача. При обращении можно и записаться, и получить талончик на удобное для себя время, памятку с указанием необходимых документов и консультацию. Ввести электронную, как в банке, запись на прием и рады бы, но пока такие затраты нам не по карману.
Незавидна бывает в родном Отечестве участь реформаторов. Прорубают они почем зря путь в Европу, хотя никто об этом не просит. Может, от запланированных магнитогорских преобразований будет толк? Все-таки нам готовят не одно окно, а целых семь…