ПРОШЛОГОДНЯЯ ЗИМА не чета нынешней: в январе стукнул такой морозец, что город затрещал по швам. Спасался, кто как мог.
В Магнитогорском индустриальном колледже, пока мороз крепчал, еще терпели: на занятиях сидели в пальто и шапках. Но когда в кабинетах загулял холодный северный ветер, учиться стало невыносимо. Ту зиму индустриальный колледж пережил. Правда, с потерями. Видя, что учебный процесс под угрозой срыва, директор колледжа Юрий Русаков обратился к коллективу с просьбой «мобилизоваться» в чрезвычайной ситуации, а своему заместителю по административно-хозяйственной части Андрею Копаничуку указал на явную неготовность здания к зимнему периоду. Но сколько в старое здание мультимедийных классов и электронных досок ни упаковывай, а тепла и сухости от этого не прибавится. Так, видимо, рассудил и главный «завхоз» колледжа, отправившись на больничный.
Операцию по спасению от холода пришлось возглавить коменданту общежития № 1 Юрию Вдовиченко. Когда в аварийном режиме все щели были законопачены, а окна утеплены, обнаружились другие «дыры»: не выдержала «климатических испытаний» старая сантехника. От резкого перепада температур трубы стали лопаться, как воздушные шары. Пока в колледже утрясали график ночных дежурств, директор по административно-хозяйственной части «обновил» больничный лист и продолжил «наблюдение» за ситуацией со стороны.
– У нас авария на аварии, а у меня ни телефонов служб, ни бумаг нужных под рукой, – вспоминает «горячие дни» холодной зимы Юрий Вдовиченко. – Обратился было к Копаничуку за компетентной помощью, так он ответил: «Все вопросы – через ноль девять…»
Этот случай внес серьезные коррективы в работу образовательного учреждения. По словам директора Юрия Русакова, сегодня индустриальный колледж старается идти в ногу со временем. К «старым» специальностям, готовящим для комбината металлургов, сталеваров, прокатчиков, электриков, механиков, прибавилось немало новых, в том числе женских. К педагогическим кадрам здесь давно подход особый. Молодых преподавателей Юрий Тихонович «собирает по крупицам». Считает, что каждый педагог – как творческая лаборатория, которой необходима свобода для развития. «Пусть они на математике хоть физкультурой занимаются, но чтобы задачи решать умели!» – шутит директор. В колледже, кстати, установлена «директорская» стипендия для талантливых ребят, традиционно организуют «круглые столы» по проблемам образования и воспитания.
После зимней «чрезвычайки» пришлось признать, что модернизировать необходимо не только педагогическую деятельность, но и хозяйственную: приводить в порядок старое здание, кабинеты, общежития. Однако тут коллектив колледжа столкнулся с проблемами большими, нежели суровые, но короткие зимние холода.
Когда вышедший на работу Копаничук узнал, что придется в буквальном смысле засучить рукава, то уволился по собственному желанию. Тут бы неприятностям и закончиться, тем более, что хозяйственную деятельность в колледже с тех пор успешно ведет Юрий Вдовиченко. Но в песне появился новый мотив. Уход Копаничука ребром поставил вопрос об освобождении им студенческого общежития, где бывший зам с семьей занимал трехкомнатную квартиру. Уже год минул со времени описываемых событий, а воз и ныне там. По итогам семи судебных заседаний Ленинский суд вынес решение о выселении семьи Копаничука, которое прошло «экспертизу» и в областном суде. После долгих и утомительных «разборок» с колледжем бывший зам вынужден будет освободить общежитие и переехать в свой благоустроенный загородный дом.
– Общежития у нас, конечно, хорошие, квартирного образца, – юрисконсульт колледжа Татьяна Батехина обрисовывает ситуацию «изнутри». – Все проживающие прекрасно знают, что занимают временное жилье. Но новый Жилищный кодекс возмутил спокойствие жильцов. Теперь в мыслях у наших «квартирантов» приватизация. И невдомек им, что приватизировать федеральную собственность закон не разрешает. Как говорится, слышали звон да не знают, где он…
Пока бывший зам по АХЧ «выбивал» у государства метры, простой сантехник Борис Мовсисян внимательно изучал закоулки подвалов и чердаков колледжа: перекрывать по ночам трубы, стоя по колено в воде, ему больше не хочется. Во время нашей беседы с юристом он долго ждал за дверью, потом не удержался, заглянул. В руке какая-то «сантехническая» штуковина.
– Посмотрите, – Борис Самсонович разглядывает штуковину с задумчивым любопытством. – Дешевый китайский вентиль вместо хорошей отечественной заглушки. С трубы отопления на чердаке снял. Капало. Через неделю бы уже затопило. Это наш старый «хозяин» экономил…
Жестом отчаяния выглядит последняя попытка бывшего сотрудника колледжа «урвать дармовое жилье». Спустя девять месяцев после ухода с должности Копаничук обратился в Ленинский суд с иском о восстановлении на работе и компенсации морального вреда. При том, что все девять месяцев и по сей день он успешно трудится главным механиком в МГТУ. По данному иску также вынесено решение об отказе.
Юрий Русаков работает директором индустриального колледжа более двадцати лет, но с такими неприятностями еще не сталкивался. Студенческие «общаги» стали настоящим полем битвы. Еще год назад из федерального агентства по образованию пришло новое положение по общежитиям. Государство потребовало освободить всю студенческую жилплощадь от «чужих людей», поселение которых до этого было разрешено уставом колледжа.
С большинством семей вопрос о выселении решили мирным путем. Но пример Копаничука, без боя не сдающегося, дал плоды. Вскоре появился еще один желающий оставить за собой студенческие «метры». Раньше Ольга Сутункина работала в колледже юрисконсультом. В прошлом году уволилась, и когда встал вопрос об освобождении ею общежития, Юрий Тихонович получил письмо от председателя Ленинского районного суда с просьбой сохранить за новым работником суда «право пользоваться жильем до предоставления служебного помещения». Директор колледжа в просьбе значительному лицу не отказал, но попросил Сутункину, занимающую двухкомнатный блок, освободить одну комнату для студентов, в которых колледж недостатка не испытывает. Такая постановка вопроса бывшего юрисконсульта и нынешнего работника суда не устроила. Женщина отказалась подписывать новый договор на проживание и оплачивать коммунальные услуги. Просто не замечала адресованных ей обращений – ни устных, ни письменных. Дальше события развивались по примеру большинства дел, попадающих на столы российских судей. Вот выписка из заявления коменданта общежития № 2 Татьяны Седоплатовой: «27 ноября 2006 года я пошла к Ольге Сутункиной, чтобы устно предупредить ее об освобождении одной комнаты для поселения студентов. На мой приход она отреагировала агрессивно, начала меня оскорблять, кричать, что это ее квартира. Потом схватила меня за плечи, вытолкнула в коридор, и я ударилась затылком о стену». К приезду сотрудников ОМОНа работник суда с места происшествия скрылась, а пожилая женщина оказалась на лечении в стационаре 4-й горбольницы.
К метаморфозам Фемиды все мы, искушенные российским судопроизводством, привыкли. Но пока о них читаешь в газетах, ситуация может показаться «накрученной». Теперь комендант общежития Татьяна Седоплатова знакома с особенностями национального «законочтения» не понаслышке: 7 декабря она получила из Ленинского РОВД уведомление, что материал по ее делу направлен мировому судье. А 18 декабря пришла копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела – из того же райотдела. Юрисконсульт индустриального колледжа пожимает плечами и даже не пытается комментировать ситуацию. Ясно одно – бумаги противоречат друг другу. Сутункина общежитие таки освободила. Молча, без комментариев и притязаний на комнату, собрала чемоданы и уехала. Вот так, в прямом смысле кровью и потом, решился «квартирный вопрос». Судебным же заседаниям еще продолжаться…
Директор индустриального колледжа Юрий Русаков, качая головой, оглядывает минувший год. Чтобы сдвинуть, сломать закостенелую систему хозяйствования, навести порядок в стенах общежитий, нужно продираться сквозь судебные дебри и человеческую непорядочность. Сегодняшняя команда работников колледжа инициативна и трудолюбива, творческий коллектив работает на результат. Однако до сих пор встречается и «совковое» отношение к работе, как в старом ролике про «халявщика» Леню Голубкова с его желанием «сидеть», пока «денежки идут». Самое грустное, что рычагов воздействия на лодырей, сидящих «на бюджете», у руководителя порой просто нет. Нет и времени, чтобы пускаться в судебные пляски под чужую дудку: надо ведь и детей когда-то учить. Благо, оптимизма окрепший в «боях» коллектив колледжа не теряет. Теперь ему по зубам любые проблемы – опыта в прошедший год набрали на десяток вперед.