ЧУТЬ БОЛЬШЕ трех лет назад в Магнитогорской картинной галерее уже проходила выставка "Аванград", где были представлены работы художников - авангардистов, абстракционистов, концептуалистов.
В общем, тех, кого мы называем новаторами, хотя новаторству в мире - вспомним импрессионистов, кубистов, футуристов - уже второй век. …Бесконечен список художников, но и бесконечен список тех, кто отплевывался от "так называемых" малевичей, мансуровых, альтманов… Вспоминается тот же Хрущев, так раскритиковавший в свое время "бульдозерную выставку", что многим стало ясно - об оттепели пока говорить рано. Короче, в Стране Советов бурно процветал соцреализм…
Но это не значит, что в то время авангарда у нас не было. Сидел он в подполье так глубоко, что его картины и книги каким-то образом попадали исключительно на Запад на радость тамошним любителям и ценителям искусств. И теперь у них авангард - уже давно классика, раскупаемая за бешеные деньги, а в России же - с точностью до наоборот.
Так вот, возвращаясь к выставке "Аванград" трехгодичной давности. Были на ней такие полотна, которые прямо так и "просились" вновь показаться в нашей картинной галерее. Ее директор Ирина Росып "возможность" им эту дала, но уже под новым "соусом": в качестве международного выставочно-издательского проекта "Классики экспрессивного абстракционизма середины XX-начала XXI веков"…
… В холле Магнитогорской картинной галереи гостей уже встречают. Откуда-то льются звуки скрипки. До открытия "Классиков" еще четверть часа, можно посмотреть фильмы производства детской студии Владимира Опары. В зале для просмотров гул голосов, стук каблуков. На экране мелькают картинки, голос за кадром вещает что-то про энергию, чуму, страх. Короткометражка сменяется видеоиллюстрацией на стихотворение поэта Александра Агошкина. Не очень понятно, но смотреть интересно: расслабляешься, настраиваешься на "встречу с прекрасным"…
- Приглашаем всех на второй этаж, - раздается за спинами зрителей.
…На лестницах уже столпились посетители. Сотрудники галереи просят пришедших подняться в зал, послушать игру струнного квинтета. Ну что ж, пора.
- Магнитогорская картинная галерея вместе с творческой студией DavidGroup продолжает традицию презентаций выставок современного искусства, - открывает салон директор галереи Ирина Росып. - Сегодня это международный выставочно-издательский проект "Классики экспрессивного абстракционизма середины XX-начала XXI веков".
Оказывается, Магнитка - второй город в этом проекте после Сергиева Посада. Погостив у нас полтора месяца, выставка проследует в Ереван, Санкт-Петербург, немецкий Кассель и финиширует в американском Лос-Анджелесе. Этот проект - коллекция творческой студии DavidGroup и его руководителя, художника и основателя московского Jazz Club
Acvarel Давида Ру, специально приехавшего к нам на открытие "Классиков".
- Для нас важно, что эта выставка, благодаря Ирине Росып, проходит здесь, в Магнитогорске, - делится с собравшимися Давид. - Этим проектом мы хотим представить художников, которые по духу своему и по силе таланта очень скромны, но в то же время очень гениальны. Это коллекция русского авангарда, которую удалось собрать в течение четырех лет, с момента образования нашей студии. Авторы полотен заинтересованы в подобных выставках, но немногие поддерживают художников в этом. А нам хочется, чтобы остался их след на земле в виде картин, книг, стихов, воспоминаний - того, что питает душу, наполняет ее искусством…
…Девяносто работ, не похожих одна на другую. Вот "Ночная дорога" Владимира Буркина - дорога, на которой виднеется силуэт прохожего. На ночь не очень похоже: то ли вечер, то ли, наоборот, раннее утро. Человек устало бредет мимо домов. А дорога на заднем плане круто взбирается в горы…
"Последняя сигарета" Валерия Ярославцева поначалу вообще кажется и не сигаретой вовсе, а просто - смешением красок. Но отходишь на пару шагов, и в полутонах видны дымящаяся сигарета в пепельнице, одинокая лампа на проводе, кафель на стене…
Картина Владислава Зубарева "Давид Ру" вообще кажется загадкой: здесь желтый мазок, там красный густой штрих, тоненький…. Приглядываешься и вдруг видишь в самом центре полотна две буквы "Р" и "У", поначалу казавшиеся непонятными закорючками.
Вячеслав Шмагин, Юрий Миронов, Мартын Петросян, Александр Семенов… Абсолютно разные картины, представления, но все это - абстракционизм.
- Мы не представляем никакие союзы и коммерческие организации, мы - это клуб единомышленников-друзей, занимающихся делом, которое любим, - рассказывает Давид Ру. - Мы пытаемся держаться подальше от коммерции, издаем свой журнал "Вернисаж 1+20", где стараемся запечатлеть какой-то пройденный этап жизни каждого из художников. Этой выставкой мы как бы останавливаем время. Поэтому делаем и будем делать подобные проекты, издавать журналы, открывать клубы.