В АВГУСТЕ этого года в доме № 15 по улице Чапаева, фасадом выходящем на одноименный бульвар с памятником молодым строителям Магнитки, в трех квартирах первого этажа застучали отбойные молотки.
Владелец девяти комнат и соответствующего числа кухонь и санузлов поначалу довольно цивилизованно известил любопытных жильцов дома и, между прочим, таких же собственников квартир и общего домового имущества: не будет никаких увеселительных «точек» с ночными оргиями – всего лишь промтоварный магазин. Так что, товарищи, спите спокойно. Некоторые «товарищи» оказались весьма эрудированными и дотошными специалистами, в том числе и в строительно-проектном деле. Попросили показать «бумаги». На бумагах был нарисован явно изуродованный, выбивающийся из общего фона фасад дома с витринными окнами. Других проектов, а тем более согласований, разрешений на производство перепланировочных работ не было. И «продвинутые» жильцы забили тревогу, поскольку отбойные молотки и кувалды гремели по-стахановски, а через оконные проемы были видны обнажившиеся водопроводно-отопительные коммуникации и – что самое тревожное – не отключенная газовая труба, провисшая на всем своем восьмиметровом протяжении.
– Начальник 11-го домоуправления Татьяна Квасова, – рассказывает Марина Григорьева, опытный проектировщик-строитель, – отреагировала по-хозяйски: нового владельца квадратных метров предупредили, потребовали документального оформления работ – проектов, согласований. Все три квартиры опечатали. Но у нас как говорят? Не пускают в дверь – лезь в окно. Строители проложили стежку через оконный проем и продолжили работы. Вызвали милицию, работничков на какое-то время забрали. Но тишина продолжалась менее трех недель. Странно, но за это время и домоуправ «поменяла ориентацию»: мол, ничего опасного, они только штукатурят и ломают полы. И вообще вольны распоряжаться своей собственностью.
Двери в искомые квартиры заложены или опечатаны. Работники легко проникают в помещение через низкое окно первого этажа. А если этим свободным доступом воспользуются бомжи или хулиганье? Достаточно спички, окурка на кучу легко сгораемого мусора, чтобы от всего дома с деревянными, кстати, перекрытиями остались руины. Этого тоже опасаются жильцы.
– Когда ломали несущую стену с газовой трубой, – свидетельствует другой жилец дома Василий Лобов, – тряска была такая, что в квартире на втором этаже от вибрации на 25 сантиметров «отъехал» холодильник. Что же вы делаете, говорю прорабу, по телевидению чуть ли не каждую неделю показывают, как из-за небрежностей с газом дома взрываются, люди гибнут. А он мне отвечает, что телевизор не смотрит и другим не советует, что там все врут, страсти нагнетают. Вам, говорит, покажут на дерево, скажут, что оно синее, и вы поверите. А дадут по три пенсии – вообще заткнетесь. Мол, мы всегда так работали и будем работать, а закончим, и проекты будут, и согласования.
Написали жильцы письмо в Газком. Приехали специалисты, первый раз в помещение не попали – двери опечатаны, в окна не полезли. На второй раз все увидели, назвали «безобразием», «аварийной ситуацией», сказали, что направят письма коммунальщикам – в ЖРЭУ-5, городское управление ЖКХ. «Можем, – говорят, – конечно, весь дом от газа отключить, а вам это надо?»
А строительная «эпопея» продолжается. Жильцы уже не только за «газовую атаку» беспокоятся, но и за фасад здания: долго ли за выходные, когда некому пресечь, повырубать уникальную терразитовую штукатурку, лепнину? А кто будет восстанавливать? Специалистов давно уж нет. А пример строгого надзора за внешним обликом домов, входящих в историческую зону Магнитки – проспект Металлургов с прилегающими скверами, пусть пока и не узаконенный, налицо: не так давно новый жилец задумал заложить кирпичом и заштукатурить окно на том же фасаде, так его обязали сделать фальшокно. А тут у новых хозяев – витринные проемы задуманы.
– Одного не пойму, – говорит Марина Григорьева, – есть постановление главы города о порядке перевода жилых помещений в нежилые, регламентирующее перепланировку, согласование с различными службами – электриками, водоснабженцами, теплофикаторами, пожарными, архитектурой. Почему толстосумы на этот порядок плюют? И почему у нас создают комиссии, только когда что-то рухнет, взорвется, пострадают, не дай бог, люди?
«Дело» о незаконной перепланировке в выкупленных квартирах дома по улице Чапаева на контроле у начальника городского управления архитектуры и градостроительства Ильи Пономарева, с обстановкой на месте уже ознакомились специалисты органов градостроительного контроля.
– В нашем управлении нет на эти работы никакой документации – заявительной, проектной, тем более разрешительной. Следовательно, работы ведутся незаконно, – прокомментировал ситуацию Илья Пономарев. – И у собственника, затеявшего самовольные работы, обязательно будут большие проблемы с документальным оформлением переоборудованного помещения, как он надеется, задним числом. И уж совершенно исключено изменение исторического облика фасада здания.
Конечно, по масштабам это не пресловутая «Паллада» и другие незаконно воздвигнутые колоссы с далеко не решенной судьбой. Но городская власть четко обозначила принципиальную позицию в отношении строительно-перестроечной анархии. Иначе – какая она власть?
ЮРИЙ БАЛАБАНОВ. Фото ДМИТРИЯ РУХМАЛЕВА.
«ВЗРЫВНЫЕ» ОФИСЫ
Нарушение правил безопасности при ведении строительных работ вполне может привести к трагедии. На прошлой неделе в этом лишний раз убедились жители Самары.
В этом городе 24 октября в 20 часов 58 минут по местному времени в шестиэтажном жилом доме 2004 года постройки (адрес: ул. А.Толстого, 74) произошел взрыв природного газа, повлекший частичное разрушение конструкций дома, в частности, обрушилась правая торцевая часть дома. Три человека получили травмы различной степени тяжести: Дмитрий Исаев, 1969 года рождения, получил множественные ушибы мягких тканей туловища и травму головы; Елена Исаева, 1977 года рождения, – множественные ушибы мягких тканей туловища; Игорь Потанейко, 1969 года рождения, – ожог 2 степени 95 процентов тела. Все пострадавшие доставлены в городскую больницу № 1 им. Н. И. Пирогова. Взрыв произошел на первом этаже в офисном помещении…