К середине учебного года многие школьники стали чувствовать себя слишком уставшими. Им не помогли отдохнуть ни каникулы, ни длительный карантин. И вдруг полученная тройка, а то и двойка становится трагедией, после которой уже совсем не хочется идти в школу.
"Ты сможешь!"
"Да это ерунда", - отмахиваются многие взрослые, видя слёзы и непомерные переживания своих детей. "Как ты мог?!" - в ужасе восклицают другие и начинают описывать мрачное будущее, которое теперь уж точно ждёт ребёнка. Эти настроения поддерживают некоторые учителя, которые со знанием дела предсказывают, что с такими оценками не возьмут в десятый класс, никуда нельзя поступить. Нагнетание напряжения очень негативно сказывается на детях.
- Зачастую учителя начинают пугать детей с пятого класса, - говорит кандидат психологических наук, кризисолог центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ульяна Зинова. - Они дают установку: "вы не сдадите", "у вас не получится". Такого не должно быть. Мы работаем со школьными психологами или сами выходим в коллективы, просим: не надо запугивать детей и бояться самим.
Специалист по работе с младшими школьниками и подростками, психолог высшей категории Ольга Белоногова отмечает, что родители, учителя иногда слишком накаляют атмосферу вокруг ребенка. После неоднократных повторений "не сдашь", "не справишься" и взрослый начинает ошибаться, а школьника это просто может сломать.
- В результате появляется страх, - пояснила Ольга Михайловна. - Конечно, базовый страх есть и должен быть у всех. Он нужен для самосохранения, мобилизации своих ресурсов. Но бывает страх, который парализует. Дети перестают верить в себя. Это предпосылки к нервному срыву.
При этом могут быть вроде бы беспричинные слезы, истерики. Одни становятся более замкнутыми, апатичными, другие импульсивными, агрессивными. И необходимо обращать на это внимание. Разбираться, что случилось и отчего ребёнок так изменился.
- Ребёнку важно дать возможность поверить в свои силы. Взрослые чаще должны говорить детям "ты справишься", "ты сможешь", "у тебя получится", - рекомендует Ольга Белоногова.
- И на всякий случай нужно определить пути для отступления, если получится не совсем так, как запланировано, - добавляет Ульяна Зинова. - Ребёнок должен понимать, что если он не сдаст, то у него будет возможность пересдать. А если не получится, то есть ещё колледжи, после которых, кстати, зачастую легче попасть в вуз. Всегда нужно рисовать успешную перспективу. И объяснять: в любом случае ты выйдешь на ту цель, которую себе поставил. ЕГЭ - это только ступенька. Если её не преодолеешь, можно пойти другим путём и всё равно прийти к своей цели - к той профессии, которую выбрал.
Вместе с тем, как рекомендуют психологи, не стоит искать более лёгких путей сразу, не попробовав те, что сложнее. Например, идти сразу в колледж, даже не попытавшись поступить в университет.
- Бывает, что школьники плохо пишут пробные экзамены, - констатирует Ольга Белоногова. - И во многих семьях начинают "добивать" ребёнка: "Как ты сдашь настоящий экзамен с таким уровнем знаний?" Установка должна быть такой: "Я не хуже других, мне просто нужно поработать. И тогда на настоящем экзамене я покажу более высокий результат".
Синдром отличника
Стрессы, к сожалению, частый спутник жизни. И выпускные экзамены не оказываются для школьников первым перенапряжением. Ведь до этого был неожиданный переход из дома в детский сад. А потом - в первый класс, это тоже большой стресс. Особенно если родители не помогают ребёнку в период адаптации.
- Мы хотим сразу получить отличников, успешных детей, - говорит психолог Ульяна Зинова. - Но не всегда это возможно и не всегда родители адекватно оценивают способности своего ребенка. Вдобавок, многие учителя вводят детей в стресс, если, например, дома спокойная обстановка, а в школе на ребёнка начинают вдруг кричать. Для него это неприятная, травмирующая ситуация.
Следующий стресс - переход из младшего звена в среднее, в пятый класс. Нужно привыкнуть к требованиям немалого количества учителей.
- Одни переносят всё нормально, у других низкий уровень стрессоустойчивости, - отмечает Ульяна Александровна.
Научить ребёнка меньше расстраиваться - реально. Каждый взрослый в состоянии хотя бы частично повлиять на состояние своего ребёнка. Личным примером - когда есть проблемы, не скрывать их, но и не впадать в истерику.
- Мы должны показывать, что в жизни всякое бывает, но нужно уметь справляться с трудностями, - рекомендует Ульяна Зинова. - А детям надо научиться проговаривать эмоции, понимать своё состояние и справляться с ним.
Психологи отмечают, что наиболее часто оказываются близки к нервному срыву дети с так называемым синдромом отличника. Вне зависимости от того, появился ли он под влиянием родителей или ребёнок сам поставил себе большие цели. Хорошо, что эти цели есть, но тогда надо добиваться и не воспринимать каждую тройку как трагедию.
Выход есть
- Иногда учителя относятся к детям слишком строго, занижают оценки, - сожалеет Ульяна Александровна. - Конечно, ребёнку от этого вдвойне обиднее, но надо учиться принимать ситуацию и преподавателя таким, какой он есть. И выполнять его требования. Родителям хорошо бы объяснить своим детям, что плохие оценки не являются признаком ненависти учителя. Ты пришёл в школу за знаниями. Получи нужную информацию и иди дальше. Какая разница, любит тебя учитель или нет?
Впрочем, психолог отмечает, что хорошо бы учителям всё-таки понимать, что надо работать над повышением у детей мотивации к успеху и к учёбе. Лишняя тройка или двойка, негативное отношение к ученику этому не способствуют.
Многие родители, увидев ребёнка в слезах после очередной плохой оценки, выслушав поток жалоб на злобный характер преподавателя, бегут в школу, чтобы разобраться с "негодяем".
- Родители и учителя в конфликтных ситуациях нередко оказываются на уровне подростка. Обижаются, руководствуются эмоциями, - досадует психолог Ольга Белоногова. - Надо вспомнить, что мы взрослые люди. У нас больше опыта и мудрости, чем у детей, надо найти компромисс.
Кроме того, неплохо бы и родителям, и детям знать, по каким параметрам учитель ставит оценки. Тогда не будет возникать лишних вопросов. В любом случае надо общаться с преподавателями. В большинстве случаев у родителей и учителей всё-таки одна цель.
Психологи заверяют, что стрессы - это важный опыт:
- Жизнь изменчива, и в ней много стрессовых ситуаций. Людям кажется, что выхода нет, а на самом деле есть множество вариантов. Если детей учить видеть различные перспективы, то эта модель будет переноситься на взрослую жизнь. И когда случится нестандартная стрессовая ситуация, человек будет знать, что выход всегда есть, просто надо попробовать пойти по другому пути.