Одной из причин тому стали массовые перебои с водоснабжением в поселках левобережной части города. На прошлой неделе на аппаратном совещании мэр города подчеркнул: горожанам необходимо рационально использовать питьевую воду.
Были зафиксированы случаи, когда питьевой водой поливали… камни и тротуары у домов - чтобы спастись от палящего солнца и духоты. Трест "Водоканал" разослал в СМИ информацию о том, что водозаборы работают на предельной мощности, а также сообщение о фактах массового полива огородов питьевой водой. В своем обращении водоканальщики даже призывали бдительных граждан сообщать о таких фактах. Ведь, к примеру, в поселке Коммунальном, ряд домовладений лишены нормального снабжения питьевой водой с утра и до позднего вечера. Получается: одни поливают свои посадки, моют машины, а другим - весь световой день невозможно ни душ принять, ни еду приготовить. В адрес Водоканала последнее время регулярно поступают жалобы жителей поселков. Без воды, скажем, остаются те, чьи дома расположены выше остальных. Их претензии обоснованы - люди платят за воду, а ее попросту нет.
Не во всех поселках есть поливочный водопровод, но безудержный рост водопотребления зафиксирован и там, где поливочную воду подают регулярно: по графику дважды в неделю. Связано это с тем, что, не имея водомеров на водопроводе с питьевой водой, потребители поселков платят за нее по нормативу совсем незначительные суммы. И таких "экономистов" насчитывается немало. Резон очевиден: зачем платить по счетчику, если, грубо говоря, за пару-тройку сотен рублей в месяц можно лить воду бесконечно? А то, что сосед с верхней улицы побриться может только глубокой ночью - это его проблемы.
Подобная логика стала одной из причин несбалансированного расхода воды в целом по левому берегу. Естественно, ухудшилось ее качество: Водоканал максимально увеличил мощность подачи воды, которая активно вымывает из старых труб все взвеси.
На сегодня новых водных ресурсов у Магнитогорска нет. "Запас прочности", созданный в 2011 году с пуском новых скважин на 18-й насосной, исчерпан с приходом нынешнего лета.
Об этом журналистам рассказал главный технолог треста "Водоканал" Александр Лисовой. Разговор шел не в кабинете, а на Верхне-Кизильском водозаборе - как раз возле новых скважин.
- В рамках инвестиционной программы для увеличения объемов поставки питьевой воды горожанам построили три здания под две новых скважины в каждом на водозаборе, питающем левобережную часть города, - пояснил Александр Николаевич. - Увеличили производительность водозабора в среднем на восемь тысяч кубометров в сутки. Это пятая часть всей воды, поднимаемой на Верхне-Кизильском водозаборе, который обеспечивает около шестидесяти процентов потребностей левобережья. На полную мощность новые скважины вышли в текущем году.
Предыстория появления новых скважин такова: запасы водозабора в последние годы быстро иссякали. Особенно критичным это стало в период засухи несколько лет назад. Требовалось разведать новые источники воды. В конце 2011 года гидрогеологическая экспедиция закончила обследование территории и по ее рекомендациям построили новые скважины. Реализация проекта по обустройству скважин и водоводов до насосной станции обошлась почти в 50 миллионов рублей - это средства Водоканала. Вся техническая "начинка" - импортная. Водоводы же до насосной станции - полипропиленовые, а не металлические.
Таким образом, был создан некоторый запас прочности. Но хватило его ненадолго. Ситуация вновь обострилась в последние недели: общее потребление воды городом увеличилось на семь-восемь процентов. А если "вычленить" левобережье, то там увеличение составило двадцать процентов. Система питьевого водопровода не рассчитана на то, чтобы массово поливать грядки. И даже если вода в резервуарах есть, то при столь значительном скачке уровня потребления она просто не может дойти до каждого крана поселян левого берега. По заверениям водоканальщиков, пока воды на водозаборах достаточно, но есть серьезная проблема с ее распределением в часы максимального водоотбора потребителями.
Какой выход? Строить новые скважины конкретно под левый берег? Гидрогеологи на этот вопрос ответили отрицательно. Территория Верхне-Кизильского водозабора ими хорошо изучена. Возможностей и резона бурить здесь новые скважины нет. Сейчас здесь 37 скважин глубиной 90-100 метров. Насосы расположены на отметке около 50 метров. Вывод: необходимо беречь и максимально экономно использовать то, чем обладаем.
Во многом проблему могла бы решить система поливочного водовода. Несколько лет назад была построена насосная станция в районе поселка Коммунальный - к Водоканалу она никакого отношения не имеет. Но система водоводов не развита: не все поселки запитаны уральской водой. Если бы вопрос с сетью поливочного водовода решился, то это облегчило бы проблему с нехваткой питьевой воды летом.
По словам Александра Лисового, рычаги воздействия на нерадивых поселян, бездумно расходующих питьевую воду в ущерб своим же соседям, есть. Правда, он не конкретизирует суть этих "рычагов". Кроме того, в обозримой перспективе может быть создан новый водозабор, питающий город.
В ближайших планах у треста "Водоканал" - создание новой обеззараживающей станции на Верхне-Кизильском водозаборе. В середине августа проект должен быть готов и закуплена установка по производству гипохлорита. Это позволит уйти от технологии применения хлора. Реализация проекта займет не меньше года.
Через месяц-полтора будут начаты работы по замене двух водоводов диаметром 600 миллиметров. Полностью на "пластик" будет заменен изношенный участок длиной около километра. В будущем пластиковые водоводы должны полностью сменить металлические, что, безусловно, положительно скажется на качестве поступающей в город питьевой воды.