Много добрых слов прозвучало в адрес заслуженного работника культуры РФ Веры Бондаревой. Вера Ивановна была тогда еще жива. Да и накануне своей смерти - 17 марта, еще обсуждала с журналистом свои материалы об истории танцевального искусства в Челябинской области, своем творческом пути. У нее не было детей, но о двух танцевальных коллективах - в Магнитке и Челябинске, она всегда говорила как о любимых детищах. А ведь из Магнитки она уехала в начале шестидесятых. Но до того возглавляемый ею коллектив народного танца в Левобережном Дворце получил звание народного. Однако в памяти танцоров она осталась не только поэтому. Об этом говорят сами ее ученики.
Придя в коллектив Веры Ивановны семилетней девочкой, Зинаида Маркова, как многие воспитанники Бондаревой, заболела танцем на всю жизнь. После переезда наставницы в областную столицу поехала вслед за ней: вместе с другими ее учениками поступила в Челябинское культ-просветучилище и занималась в коллективе ЧТЗ "Самоцветы" - втором из детищ Бондаревой. Это была настоящая школа: выступали по всей стране, бывали даже в Москве. Зинаида Маркова вспоминает: учились не только танцу, но и творческой манере, методике тренерского мастерства.
- Она была для нас царь и бог, - признается Зинаида Ивановна, сама уже заслуженный работник культуры РФ.
Да и ее собственный коллектив "Ровесник", созданный и руководимый ею сорок пять лет, тоже отмечен званием - образцовый. И это - отголосок "бондаревской" школы. "Ровесники" хорошо знали Веру Ивановну: участвовали в ее концертах в Челябинске, приезжали на юбилеи со своими выступлениями. И Вера Ивановна продолжала интересоваться жизнью и творчеством своих учеников на расстоянии: помнила даже имена их родных. За долгую творческую жизнь она воспитала профессоров, народных артистов РСФСР, заслуженных работников культуры РСФСР, лауреатов всероссийских и международных конкурсов, научила работать на настоящем народном материале - вырастила себе смену.
18 марта ее не стало на восемьдесят седьмом году жизни. О ней вспоминают не просто как о руководителе двух значительных танцевальных коллективов: по существу, она руководила уровнем танцевального мастерства по всей области и подняла его до образцового.