Столь масштабного танцевального марафона нет больше нигде. Разумеется, не считая Всемирной танцевальной олимпиады, ежегодно стартующей в Москве в Международный день танца - 29 апреля. Две недели в шести огромных танцевальных залах мировые звёзды танцев бьются за звание чемпиона. Но на то оно и мероприятие всемирного масштаба. А вот так, чтобы четыре дня подряд зрители могли увидеть всю палитру - от классических и бальных танцев до ночного шоу на пилоне - такого страна ещё не знала. До тех пор, пока идея собрать вокруг себя все танцы не пришла Олегу Садкееву. А было это… в ванной.
- Принимал душ, на меня лились струи воды, а я размышлял о том, как придумать конкурс, в котором были бы представлены и дети, и взрослые, и вальс, и хип-хоп, и спортивные, и эстрадные танцы? - начинаем разговор с Садкеевым.
В то время ещё страстно увлечённый своим творением - уличной группой "Оксфордские персики", Олег Петрович вошёл в состав Общероссийской танцевальной организации (ОРТО) и начал возить "персиков" на олимпиаду. Точнее, в то время она называлась "Танцевальной конвенцией" и, чего уж греха таить, не была столь масштабной. Что же касается "Улицы горящих фонарей", то буквально через год Садкеев провёл первый фестиваль. В цирке - самом большом на тот момент в городе зале, в котором можно было танцевать.
- Идею поддержал отдел по делам молодёжи городской администрации, - рассказывает Олег Петрович. - Первый блин комом не стал. Были и танцоры, и зрители. Но уровень - скажу честно, местечковый, фестиваль казался каким-то "непричёсанным". К тому же, создавал разовый фестиваль.
Но так думал он сам. А участники первых "Улиц горящих фонарей" через год позвонили: а когда будет второй фестиваль? Так Магнитогорск получил ежегодный танцевальный марафон. Точнее, прежде чем стать марафоном, он прошёл долгий путь развития. Сначала был городским, теперь получил статус регионального - единственный в городе, а то и области. Вошёл в официальную сетку мероприятий ОРТО, что стало большим подспорьем для танцоров: участие в "Улицах горящих фонарей", тем более, диплом победителя фестиваля даёт дополнительные бонусы и статус в профессиональной карьере. Сегодня уже мало кто помнит, что фестиваль проводили в течение одного дня, теперь это четырёхдневный танцевальный марафон, собирающий сотни участников на паркете и тысячи зрителей на трибунах. Кстати, зал тоже пришлось поменять - да не один раз: на пятом году фестиваля цирк был заменён более солидным залом Дворца культуры имени С. Орджоникидзе - но и он не вместил желающих лицезреть шоу. Когда Ледовый дворец имени И. Х. Ромазана сделали Дворцом игровых видов спорта, "картинка" сошлась: огромный танцпол, место для судей и трибуны - почти амфитеатр для трёх тысяч зрителей. В этом году Дворец Ромазана принял "Улицы горящих фонарей" девятый раз.
- Фишка фестиваля в том, что он проходит всего раз в год. Потому его ждут, - говорит Олег Садкеев. - В других городах мероприятия более мелкие, но чуть ли не каждую неделю: пресыщаются и участники, и зрители. "Улицы горящих фонарей" же сродни итоговой контрольной работе, а для многих коллективов - и ЕГЭ.
Три основных возрастных категории - "Дети", "Юниоры" и "Взрослые", которые включают и "малипусек", только что научившихся не то что танцевать - ходить, и пенсионеров, для которых танцы стали страстным увлечением времени "заслуженного отдыха". К примеру, в этом году "Гранд-сеньоры" - пятеро пенсионеров из Магнитогорска - показали недюжинный талант в дисциплине "Шоу на основе бальной хореографии", буквально "поставив зал на уши". Впрочем, публика в Магнитогорске - практически полноценный участник фестивалей: разбирается в танцах, приемля и классическую форму, и довольно сложную современную хореографию, эмоционально и открыто высказывает своё мнение и очень щедра на похвалы. Способствует восприятию зрителей и уровень фестиваля, с каждым годом выходящего на новую ступень: второй год подряд в нём принимают участие люди с ограниченными возможностями здоровья - Садкеев морщится: "Не надо так - лучше называйте их участниками номинации "Пара-данс".
Зрелище действительно завораживает: танцоры на инвалидных колясках - гости из Челябинска, Златоуста и Миасса и магнитогорский коллектив интерната № 3
для инвалидов по зрению вызвали бурю эмоций - весьма противоречивых. Кто-то даже говорил: это нечестно - выводить на паркет людей, которые вызывают жалость. Олег Садкеев спорит на эту тему довольно жёстко:
- Какое право мы имеем вычёркивать их из жизни? Привыкли называть инвалидов людьми с ограниченными возможностями. На самом деле возможности у них безграничные, учитывая волю к жизни и стремление радоваться, дышать полной грудью, несмотря ни на что. Номинация называется "Пара-данс, или Танец как реабилитация": да, это социальная направленность фестиваля, но это и эстетика. С каким желанием они ехали сюда - снова окунуться в нашу атмосферу, встретиться с нашей публикой. Зал хлопал им стоя - вам нужны ещё какие-то доказательства?
Ещё одно выгодное отличие "Улицы горящих фонарей" в том, что это не конкурс в чистом виде, а полноценное шоу, в котором оценивают не только хореографию, но и яркость образов, сюжетную и смысловую идею номера. Показателен в этом отношении номер "Душа" в исполнении "Оксфордских персиков", взявших Гран-при в номинации "Юниоры". Язык телодвижений сложен, но "про что танцуют" - понятно от начала до конца.
Но, что ни говори, основной изюминкой "Улиц горящих фонарей" считается вечерняя его часть "Кабаре страсти" - и ему в этот раз решили уделить основное внимание. Потому что никто не умеет так вкусно и достойно подать пикантное шоу, как Садкеев. А ещё потому, что в будущем году "Кабаре страсти", скорее всего, не будет. Это решение далось Олегу Петровичу непросто, но грустная действительность оказалась сильнее:
- Бизнес ночного шоу в связи с кризисом уходит, - рассуждает Олег Садкеев. - Закрываются ночные клубы, танцевальные коллективы теряют работу и расходятся. А заниматься фикцией, демонстрируя то, чего нет, не хочется.
Итак, "Кабаре страсти": тёмный зал, судьи в вечерних нарядах - это оговорённый дресс-код, чтобы всё соответствовало. В углу поблёскивает шест - пилон, особая гордость Садкеева: пятиметровый, он самый высокий в области, был заказан специально для фестиваля в Петербурге. Впервые узнала, кстати, что пилон бывает двух видов: стационарный, то есть неподвижный, и подвижный - крутящийся вокруг своей оси.
Глядя на выступления, ловлю себя на мысли, что моё отношение к танцовщицам ночного шоу - от стриптиза на фестивале решили отказаться - меняется. Признаюсь честно: отношение к девушкам не совсем серьёзное - ну что, право, сложного - ногами крутить? Ох, как я оказалась неправа!
Кто-то не тянет носок ножки - и это откровенно портит впечатление. Кому-то, уж простите, не хватает женственной пластики и, если хотите, эротичности - и танец становится простым набором гимнастических упражнений. Словом, раньше, глядя на выступления в ночных клубах, не придавала значения, сколь богатым набором талантов, умений и навыков должна обладать танцовщица, чтобы не просто заинтересовать, а обворожить зрителя?
Не понимая в танцах ровным счётом ничего, с удовольствием понимаю, что особых знаний не требуется: если за пару минут, пока длится танец, время останавливается и ты словно проваливаешься - это здорово. А если под музыку успеваешь заметить, что происходит в зале, и даже перекинуться парой слов с соседом, значит, танец не получился. В этом отношении заворожила Ксения Демидова (Аксинья) со своим номером "Гордость и предубеждение", начало которого по техническим причинам дважды срывалось, но девушка сумела собраться и покорить судей и гостей. А вот "Свидание", напротив, оставило непонятнее ощущение - несмотря на модную песню "Лабутены", а может, как раз из-за неё: песня-то шутливая, а девушка отнеслась к номеру уж слишком серьёзно.
Зато грамотно обыграл шутку бодибилдер Максим Алтынбаев - участие спортсменов в фестивале, кстати, - ещё одна фишка "Улиц горящих фонарей-2016". Чтобы разнообразить шоу и придать ему брутальности, Олег Садкеев предложил участникам Кубка ММК по бодибилдингу и фитнесу "разбавить" шоу накачанными телами. К удивлению, бодибилдеры на авантюру с удовольствием согласились - и даже подыграли, добавив в своё показательное выступление пикантности. К примеру, Максим Ермолаев, богатый не только мышцами, но и татуировками, ловким движением руки сменил на себе плавки, чем вызвал волнительный вздох зрительниц. Но вернёмся к Максиму Алтынбаеву, начавшему свой номер с демонстрации груды мышц под незабвенную до оскомины мелодию "Терминатора". Только было собралась заскучать - как включилась та самая "Лабутены", и спортсмен искромётно закончил свой номер.
В номинации "Бурлеск-Антре" уже знакомые многим по городским концертам шоу-балеты "Стрекоза" и "Феникс" были чудесны - разве что чуть более игривыми, чем обычно. Правда, многообещающе проанонсированный "Цирк дю Солей" в исполнении той же "Стрекозы" оказался лишь громкой заявкой - и не более. Не оставался без дела и пилон, на котором под мелодию кружились и соло, и дуэты, и почти в каждом принимали участие Елена Кривошеева и Елена Цуркан.
Неожиданно активно зрители приняли участие в танцевальном конкурсе: подстёгнутые то ли вином, стоявшим на столах вип-гостей, то ли размахом шоу, мужчины и женщины легко соглашались танцевать импровизацию "Первое свидание". Получалось не всегда ловко, но мило. А уж когда с показательными выступлениями на паркет вышли судьи! "Артист года" из Челябинска Аркадий Дёмин был бесподобен в осовремененном танце дервиша, ещё два восточных танца - от судей, чемпионов мира по ориентальным танцам Алексея Паращука и Латифы.
Итак, закрытие фестиваля, прощание с гостями, раздача дипломов победителям, лёгкое опьянение от послевкусия - и подготовка к "Улицам горящих фонарей-2017", который станет юбилейным, 15-м. И спрашиваю Олега Садкеева: не надоела эта танцевальная гонка? Всем и себе всё, что хотел, доказал: может, пришла пора отдохнуть?
- Моя мама (Зинаида Петровна Вишнякова - Прим. авт.) оставила о себе добрую память у многих магнитогорских школьников, которые занимались у неё танцами. Ко мне тоже часто подходят 35-летние дядьки: "А вы нас помните? Вы ритмику у нас вели!" В городе мало мероприятий масштаба "Половодья" и "Улиц горящих фонарей". Закрыть их - обмануть ожидания тысяч участников и зрителей, а ведь это молодёжь, о необходимости заниматься которой так много говорят в последнее время. Я сам избрал свой путь и иду им многие годы. Пока лёгкое опустошение - но так всегда бывает после окончания большой работы. Пара дней - и снова за работу. В будущем году "Улицы" зажгут фонари 17 марта - всё в том же Дворце Ромазана.