Разработанная в марте схема предоставления частными перевозчиками льготного проезда в автобусе не работает: ни один из перевозчиков за эти месяцы не подал заявку на компенсацию своих "социальных затрат" из бюджета.
На недавнем внеочередном заседании МГСД председатель Александр Морозов спросил начальника управления инженерного обеспечения, транспорта и связи Владимира Иванова, как обстоят дела с перевозкой льготников в автобусах и как будут обстоять после принятия новой маршрутной сети.
- Права льготников ни в коей мере не ущемлены, - заявил тогда Иванов.
- Вы подтверждаете это, Николай Петрович (Ракитин, заместитель начальника управления социальной защиты населения. - Прим. авт.)? - уточнил Александр Морозов у представителя управления соцзащиты.
- По автобусам не могу в полной мере подтвердить… - был тихий ответ, мало кем замеченный.
Между тем, сегодня дела с перевозкой льготных категорий пассажиров обстоят не то, чтобы плохо - они никак не обстоят.
На прошлой неделе председатель городского совета ветеранов Борис Булахов направил на имя главы города Евгения Тефтелева такое письмо: "Довожу до вашего сведения, что в настоящее время ветераны города лишены возможности пользоваться льготой по проезду в общественном транспорте - автобусе - из-за отсутствия его на маршрутах. Особое недовольство выражают пенсионеры, проживающие в правобережной части Орджоникидзевского района, в районе вокзала, метизно-металлургического завода, поскольку единственным доступным видом транспорта в этих районах является автобус. Маршрутные такси по этим направлениям переполнены, и льготы там не предоставляют. Прошу вас рассмотреть возможность восстановления движения автобусов по маршрутам № 17, 21, 24, 42, 31, 59, 5".
В устной беседе по телефону Борис Иванович добавил, что теперь, чтобы передвигаться по городу, ветераны постоянно должны иметь при себе наличные деньги. Раньше их заменяла социальная карта, которая действовала без ограничений. Ныне же проезд в автобусах и маршрутных такси стоит 15 рублей: на двести рублей много не наездишь.
До февраля на дорогах Магнитогорска работало 65 автобусов большой вместимости - категория М-3, и все они перевозили льготников. Сколько работает сейчас, никто не скажет. По данным перевозчиков, около пятидесяти, но это автобусы-невидимки, автобусы-отчеты, которых реально пассажиры не видят.
В марте мэрия создала технические и правовые основания для перевозки льготной категории пассажиров: МП "Маггортранс" передал "частникам" не только свои автобусы, но и терминалы для электронного счета льготников. Правовую базу подготовил депутатский корпус: сначала вышло решение МГСД "О льготном проезде пенсионеров, проживающих на территории города Магнитогорска, по городским и пригородным сезонным (садовым) автобусным маршрутам на период с 16 апреля по 16 октября 2011 года", обязывающее перевозчиков предоставлять льготы в городском пассажирском транспорте общего пользования. Затем депутаты определили порядок компенсации перевозчикам затрат на перевозку льготной категории граждан. То есть все, кто "потратился" на перевозку пенсионеров в марте, апреле и мае, давно могли вернуть недополученный доход, подав заявку в комиссию по отбору претендентов на получение субсидий из бюджета города.
Вроде схема имеет все нужные элементы - автобусы, терминалы и возможность бюджетной компенсации. Но она не работает: ни один перевозчик не обратился в мэрию за компенсацией. Для бизнеса, считающего каждую копейку, это может значить лишь то, что оснований для возврата денег из городского бюджета у перевозчиков нет. То есть автобус как вид транспорта для льготников потерян.
Причины прохладного отношения частных перевозчиков к льготникам объяснил на том же заседании МГСД руководитель МП "Маггортранс" Александр Виноградов.
- Компенсация за перевозку льготников перевозчикам осуществляется не в полном объеме, - пояснил он. - Бюджет оплачивает двести рублей, но число поездок не ограничено. При этом в среднем льготники совершают от сорока до шестидесяти поездок в месяц. Для частного перевозчика, чья услуга по перевозке пассажиров стоит 15 рублей, - а не десять, как на трамвае, - 200-рублевая компенсация покрывает лишь 13 поездок. Понятно, что по доброй воле возить пенсионеров на таких условиях никто из них не торопится.
Как сообщили "ММ" в управлении инженерного обеспечения, транспорта и связи, мэрия не может обязать перевозить льготников - этому препятствует Федеральная антимонопольная служба. Поэтому в феврале таких обязательств на перевозчиков не возлагали. Нет оснований для этого и сейчас.
- Предоставлять право льготного проезда перевозчики должны на добровольной основе, - пояснили нам в мэрии.
Если четкий механизм реализации права льготного проезда пенсионеров и ветеранов не будет найден до осени, передача городского транспорта в частные руки снова станет головной болью власти. Худо-бедно, но МП "Маггортранс" долгие годы нес на себе социальную миссию. Отказ от нее требует кардинального переустройства всей транспортной схемы предоставления льгот. Потому что бизнесу эта ноша не нужна.