С удовольствием вспоминаем многие сезоны фестиваля "Театр без границ", очень радует преображение театральной площади. Думаем, многим магнитогорцам нравится её нынешний облик: со скамейками, цветником, фонтаном, отреставрированным бюстом Пушкина из советской эпохи.
Одно вызывает недоумение: куда делась композиция "Театральная вешалка", украсившая площадь в 2008 году. Она понравилась магнитогорцам с первого дня. Я живу рядом и часто видела, как люди фотографировались на фоне "вешалки". При нехватке в городе малой скульптуры эта ажурная вещица с шутливым намёком на знаменитую фразу Станиславского о том, что театр начинается с вешалки, она придавала яркий акцент облику театральной площади и вдруг исчезла... Слышали разное: что она не вписалась в архитектурный облик города и ей не нашлось места в новом генплане, что про неё просто забыли во время дорожной революции и она пылится на задворках театральных мастерских. Для нас даже не это важно - важнее знать, когда "вешалка" вернётся на место". С таким вопросом обратилась к нам пенсионерка Валентина Казанцева.
"ММ" провёл небольшое расследование о судьбе Театральной арки - таково её авторское название. Дизайнер Дмитрий Русаков не придаёт большого значения этой своей работе: у него таких много, и горожане их хорошо знают. Вспомните хоть стилизованные кованые музыкальные инструменты перед зданием центра эстетического воспитания детей "Камертон" - саксофон, контрабас, рояль, созданные по замыслу мастера.
Откроем секрет: перед скульптурой на театральной площади стояла вполне прозаическая задача - прикрыть выход инженерных сетей, выступавших над уровнем асфальта сантиметров на семьдесят. Но хотя автор считает эту работу рядовой, трудился над ней с удовольствием, зная, что "вещица" предназначена для театральной площади. Образы - цилиндр и зонт на вешалке в проёме театрального занавеса под профилем Пушкина и в окаймлении театральных масок - сами родились из темы, вспоминает Дмитрий Русаков.
Но арка не только объект искусства: это ещё и имущество. В 2008 году она вместе с фонтаном, цветником, скамьями и светильниками в стиле хай-тек стала частью нового облика перекрёстка Ленина - Гагарина. Вся эта красота разместилась на площадке, принадлежащей муниципалитету и в реестрах именуемой Пушкинским сквером. На тот момент существовали договорённости с инвесторами об его обустройстве. Однако экономический кризис 2008 года многое изменил в их планах.
Когда в 2011 году в ходе дорожного ремонта на проспекте Ленина арку передали драматическому театру на временное хранение, казалось, что как только уложат асфальт, малая скульптура вернётся на своё место. Но вышло иначе. Владелец арки - предприятие по изготовлению кованых изделий - запросил у театра плату за "вещицу", которую по первоначальному, "докризисному" замыслу должны были внести спонсоры. Цена вопроса - двести пятьдесят тысяч рублей. Муниципальное учреждение само не в состоянии выкупить столь дорогое изделие, и к переговорам подключилось управление культуры. 2012 год прошёл в безрезультатных переговорах о возможности безвозмездной передачи скульптуры на баланс театра, но договорённости достичь не удалось, а внебюджетных средств не нашлось. Театр вернул арку владельцу, и она теперь украшает дворик кузнечной мастерской, демонстрируя профессионализм мастеров.
Жаль, что - не Пушкинский сквер. Впрочем, сама история могла бы стать примером сотрудничества бизнеса и города в сфере его благоустройства и создания эстетического облика. Любимые магнитогорцами уголки города могли бы пусть не навсегда, но хоть по несколько лет служить выставочными площадками под открытым небом для изделий кузнецов, скульп-
торов, дизайнеров, художников, архитекторов. Совпали бы только с окружающим городским ансамблем по тональности. А ещё: какое поле деятельности для городских меценатов - поддержать мастеров. Глядишь, "временные" объекты искусства приобрели бы в городе постоянную прописку.