Реконструкция театральной площади, разговоры о которой велись давно, завершилась в минувшую среду торжественным открытием.
Обещанный горожанам фонтан забил ввысь под возгласы публики, собравшейся на торжество, несмотря на поздний вечер. Зажегшиеся в сгустившихся сумерках фонари мягко освещали гирлянды праздничных шаров, цветники и скамейки, украшающие ныне подходы к Магнитогорскому драматическому театру имени А. Пушкина.
По существу, место это стало первой по-настоящему театральной площадью правобережья. Не по местоположению, а по организации пространства. Здесь можно неспешно прогуляться перед спектаклем, назначить встречу с друзьями и просто отдохнуть в теплый денек под шум фонтанных струй, не опасаясь попасть под колеса паркующегося автомобиля. Жаль, конечно, что открытие площади, претендующей на то, чтобы стать со временем одним из самых популярных уголков города, проходило осенью - цветники, спешно засеянные травой, едва-едва успели покрыться нежной зеленью, отдыхать на скамейках становится холодновато да и, как сказал поэт, "уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей"…
Впрочем, "неурочное" время года - "недостаток", который быстро проходит. Куда более неудачным, как мне кажется, оказался сценарий открытия, согласно которому "все смешалось в доме Облонских". Поначалу публику пытались развлечь какие-то неопознанные персонажи не то из старинных водевилей, не то из кинематографических блокбастеров. Затем на ступени театра выскочили скоморохи, которые если и имеют отношение к современному театру, то весьма условное - они были, скорее, музыкантами, чем лицедеями. А после скоморохов глашатай объявил собравшимся уж о совсем странном указе некой императрицы, которая по случаю открытия в Магнитогорске театральной площади повелела всем плясать и веселиться, а иначе "голову с плеч долой". Вслед за этим в открытом экипаже времен Чичикова и Манилова появилась и сама "государыня", из краткого выступления которой выяснилось, что новая театральная площадь должна стать "культурным достоянием города". И никак не меньше!
Дурновкусие, право слово, способно испортить любой праздник. А плохое знание истории - посеять сомнение в умах и душах горожан: в каком времени и каком месте мы живем? Легендарная Магнитка и люди, ее создававшие, никогда не подавали повода усомниться в величии начатого ими дела. Так при чем здесь императрица? Наша уральская степь видом ее не видывала! Да и казнить за неповиновение царскому указу перестали еще со времен Елизаветы Петровны - реалии эпохи просвещенного разума, в том числе и театр, к тому не располагали. Не лучше ли и не проще было бы объявить об открытии новой площади старым "дедовским" способом - предоставив слово пришедшим на него главе администрации города или кому-нибудь из его заместителей?
Ведь все гениальное просто, как сама жизнь. И если мы хотим, чтобы сверкающая огнями площадь перед зданием старейшего театра города стала когда-нибудь таким же магическим центром притяжения для магнитогорцев всех поколений, каковым была когда-то ее предшественница, разбитая у здания старого гортеатра в левобережье, не надо высоких слов и фраз. Достаточно сущей безделицы - атмосферы настоящего праздника, рождающего особое настроение.
Ведь театр начинается не только с вешалки, памятник которой, кстати, установлен ныне при входе на площадь. Он начинается с отношения к нам, зрителям, спешащим сюда на встречу с прекрасным. Так было. Так есть. И так будет всегда, независимо от смены эпох и времен года…