Недавно встретился с одним ветераном коммунального хозяйства города и комбината, который не один десяток лет занимался проблемами водоснабжения Магнитки.
Обсуждали, в частности, публикации последних месяцев на "водяную" тему в "Магнитогорском металле" и других СМИ. И знаете, мой собеседник как-то мельком обошел тему неправедного возложения потерь воды на жильцов, установивших водомеры, заметив только, что это уж ни в какие ворота не лезет. А говорил он о давно наболевшем, о том, что мы с ним обсуждали лет эдак 25 назад: о бережном отношении к воде как к природному и, к сожалению, небеспредельному богатству, доставшемуся Магнитке, к ее экономии в каждом доме, каждой квартире, сокращении немалых утечек как из внутридомовых, так и из магистральных, межквартальных сетей.
Сам ветеран уже много лет подает пример домашним, умываясь не под обильной струей воды, а, как и во многих цивилизованных странах, наполняя для этого раковину умывальника, закрытую пробкой. А после чистки зубов рот споласкивает водой из стакана. Конечно, у него и бачок компакт-унитаза отрегулирован на рациональный расход воды, и все краны-вентили в полной исправности. И стиральную машину-автомат не гоняют из-за "двух тряпок". И весь этот "водный прижим" давно стал устоявшимся семейным обычаем, а не причудами "деда". Cуммарный расход воды в месяц на четверых, включая малолетнего внука, составляет всего 4-5 кубометров, а в летние месяцы, когда старики в основном живут в саду, и того меньше.
Когда несколько лет назад все активнее в городе стали внедрять индивидуальные приборы учета воды, для ветерана водоснабжения это был добрый признак, ибо голые призывы к экономии - глас вопиющего в пустыне. А тут еще стоимость кубометра неизмеримо возросла в сравнении - чего греха таить! - с весьма символическими ценами, "назначенными" по всем правилам плановой экономики. По идее и здравому смыслу, сказал ветеран, нужно было бы, чтобы городские власти, УЖКХ, водоснабженцы сами бы обеспокоились, чтобы за свой счет, своими силами всех потребителей горячей и холодной воды обеспечить водосчетчиками. То есть, создать систему учета, контроля, аналогичную той, что существует уже десятки лет у электроснабженцев. Но пустили установку водомеров на самотек, во многих случаях бесконтрольно за счет владельцев и нанимателей квартир.
Удовольствие недешевое, особенно для пенсионеров и малооплачиваемых категорий работников. И многие, в первую очередь одиноко проживающие льготники, просто не стали с этими водомерами связываться - заплатил с льготной скидкой за норму потребления, а некоторые ветераны вообще не платят за воду и водоответение, и лей хоть круглые сутки. И если, скажем, все квартиры в многоквартирном доме были бы оборудованы водомерами, вряд ли были тогда существенные расхождения между показателями домовых приборов учета и суммарных показаний квартирных водосчетчиков. В противном случае это было бы серьезным поводом для поверки показаний некоторых приборов и наличия пломб.
Немудрено, что при существующем разнобое коммунальщики ломают голову, на кого списывать разницу: с одной стороны, потребители, поставившие водомеры, с другой - которые оплачивают расход воды "с человека", причем не фактически проживающего, а прописанного в данной квартире, зарегистрированного. А это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Впрочем, обратимся к письму нашей постоянной читательницы Тамары Трошиной, проживающей в одном из многоквартирных домов по проспекту К. Маркса в Правобережном районе:
"Прочитав последние статьи в "ММ" о воде и водомерах, задумалась: а прочитали ли их и, главное, сделали ли конструктивные выводы наши чиновники? Я вот, например, прекрасно понимаю, куда вода девается, оплату за которую чиновники не знают, за чей счет отнести. В нашем доме (назван конкретный адрес. - Ю. Б.) в третьем подъезде сдают в наем пять квартир. В этих квартирах никто не прописан, я в этом уверена, а проживает довольно много людей. Следовательно, мы оплачиваем воду, которую эта орда расходует.
Однажды я проверила квиток, предъявленный к оплате, владельцу квартиры № 38 - это нетрудно, почтальоны их рассовывают по ящикам и не всегда аккуратно, иногда "платежки" выпадают из "бесплатных" газет, торчащих в ящиках кое-как. Так вот: там было начислено только за содержание жилья и вывоз мусора. А в квартире около трех лет живут шестеро человек. Пошла к паспортистке. Неохотно, но все же посмотрела в картотеке и сказала, что в этой квартире никто не зарегистрирован и никто не живет (?). Пошла к начальнице домоуправления. Она "посоветовала" мне переписать всех квартирантов, отнести данные в бухгалтерию. Тогда владельцу квартиры будут начислять за услуги все что положено.
Интересно, как она все это себе представляет? Ведь меня, как и другую "общественность", элементарно выкинут из первой же квартиры. Если еще за порог пустят. Тут нужна официальная комиссия, лучше с участковым, который имеет право проверять соблюдение режима регистрации. А "общественность" может лишь подсказать.
Проверять же есть что. В квартире № 33 проживают четверо или пятеро человек, в квартире № 39 - четверо человек, в квартире № 41 - столько, что и не сосчитать, в квартире № 43 - пятеро или шестеро человек. И это - только в нашем подъезде. А во всем доме?
Я ничего не имею против людей из бывших южных республик СССР. Но пусть платят за услуги они сами, а не мы, пенсионеры и другие не очень обеспеченные жильцы. Уверена, что "перепиской" современных "мертвых душ" должны заниматься наше ЖРЭУ, домоуправление, то есть управляющая компания, которой мы вроде бы доверили вести наше совместное хозяйство, предоставлять услуги и взимать справедливую плату за эти услуги, а не перекладывать эту работу на пенсионеров. Конечно, ничего не делать в этом направлении, а просто переписывать весь перерасход на "живых" жильцов, чиновникам проще. Но они ведь зарплату получают из наших денег. Неужели не стыдно?"
Там, где халява, ни о какой экономии и речи быть не может. Вот сейчас городские чиновники решили переложить перерасход воды, всевозможные утечки с жильцов на управляющие компании, тресты "Водоканал" и "Теплофикация". Рассчитывая, видимо, что потенциальные пострадавшие начнут наводить порядок в своем хозяйстве. Первый блин получился комом, когда Энергосбыт довольно неуклюже и поспешно решил навести порядок с водомерами, с "массовой" их поверкой.
…В третьем часу ночи вышел из дома определить, по совету одного из коммунальных специалистов, есть ли утечки воды во внутридомовых сетях. Около каждого из десяти подъездов - канализационный колодец. И знаете, из каждого раздавалось такое могучее журчание, что сомнений и быть не могло - течет вода из кранов, смывных бачков. Ведь вряд ли в такое глухое ночное время в доме все дружно начали мыть посуду, стирать белье, нежиться в ванной...