Впрочем, не ручей это вовсе, а мощный ливневый поток, собирающий по дороге всю грязь городских улиц, начиная с площади у бывшего кинотеатра им. Горького и до самой улицы Ленинградской в том месте, где смыкается она с идущей от площади улицей имени великого пролетарского писателя – бывшим магнитогорским «бродвеем». Происходит это регулярно после сильных проливных дождей, которые случаются на Южном Урале не так уж редко.
Нынешнее лето оказалось особенно богато на этого вида метеорологические осадки, так что потопы на одном из центральных перекрестков становятся явлением обыденным. Правда, до недавнего времени об истинных масштабах бедствия известно мне было лишь по рассказам местных обитателей, время от времени живописавших свои злоключения в непогоду на переправе к родному дому. Но вот случившаяся на прошлой неделе гроза с громом и молнией из разверзшихся хлябей небесных застала-таки меня в гостях у давних друзей. Кое-как дождавшись окончания ливня, я засобиралась восвояси, не слишком вникая при этом в уговоры хозяев «выпить кофе и посидеть еще немного, пока вода схлынет». С высоты четвертого этажа потоки, устремившиеся вниз по Ленинградской, казались мелкой речушкой, перепрыгнуть которую не составит труда.
Однако выйдя на угол к магазину с издевательски звучавшим в контексте происходящего названием «Тепло», я увидела картину, живо напоминавшую вид невской набережной в период весенне-осенних наводнений. Правда, в граде Великого Петра в период межсезонья принято ходить в обуви, которой не страшны водные процедуры. В Магнитке же стоял июльский вечер, прохлада которого резко сменила дневную жару под 30 градусов. А переправляться через созданные ливнем водовороты в босоножках, сабо и летних туфлях – это, знаете ли, бр-р-р...
По улице Горького, между тем, рассекая водную гладь, подобно катерам и яхтам, катили респектабельные иномарки, разбрызгивая по сторонам дорожную грязь – ничего, им ведь все равно помывки не миновать. А по обочинам на том и другом берегу выстроились пешеходы, вооруженные мобильниками. То ли такси они пытались по ним вызвонить. То ли торопились сообщить родным и близким о том, что благополучно пережили грозу. То ли прощались на всякий случай с родственниками перед форсированием мутных холодных вод неизвестного химического состава.
По ту сторону перекрестка ясно просматривалась убегающая в сторону проспекта Ленина светлая перспектива улицы Ленинградской. Здесь же, прямо у ног, бурлил, делая крутой поворот вниз, мутный поток, перебраться через который без ощутимых потерь было попросту нереально. Попытка применить обходной маневр, выйдя в поисках брода выше по течению, желаемого результата тоже не дала: узких и мелких мест на расстоянии ближайших ста метров не наблюдалось.
Громкий вопль справа возвестил о том, что первая «смельчачка», поговорив по телефону, кинулась-таки на штурм водной стихии, глубина которой превзошла все ее ожидания. Деваться все равно было некуда, поэтому вслед за ней форсировать поток ринулись еще несколько человек, отчаянно зачерпывая при этом ботинками и туфлями всю муть истории. И вот тут пришлось впервые по достоинству оценить преимущества мини-юбки перед «миди», «макси» и брюками вместе взятыми – вода в самом мелком месте, которое удалось отыскать в бурлящем потоке, при моих 160-ти доставала чуть ниже колена. Так что, хуже всего пришлось при штурме мужской половине – выйти сухими из воды ее представителям в тот раз точно не удалось...
Говорят, свернув на Ленинградскую, вода мчит по обеим сторонам дороги аж до самой Набережной. А регулярные затопления на улице Горького обусловлены неправильно спроектированной еще в начале 50-х годов прошлого века ливневой канализацией. Правда, один из строителей-ветеранов поведал мне однажды о том, как, начав после войны постепенный перевод жилой части города в правобережье, городские власти решили установить на будущей площади Горького временную «коробку» звукового кинотеатра, дабы не отрывать рабочий класс от достижений цивилизации. Однако легендарный директор ММК Григорий Носов, по опыту зная, что все временное стоит в России дольше постоянного, заявил: возводить нужно сразу капитальное здание. Кинотеатр отстроили, сделав на выделенные комбинатом средства перепланировку внутренних помещений и фасада. А в скверике, что разбили вокруг него, провели электричество и сделали фонтан. Именно тогда и встал вопрос о строительстве ливневой канализации по улице Менделеева, поскольку сбрасывать воду из фонтана оказалось некуда. Прошло немало лет, но ливневых колодцев там, утверждал мой собеседник, нет до сих пор. По этой причине и фонтан в свое время пришлось превратить в цветник, поскольку любой даже самый заурядный ливень становится для окрестных жителей испытанием на прочность...
Легенда ли это, быль ли – не знаю. Ясно одно: с системой, в которую должны сбрасываться излишки воды любого происхождения, на бывшем магнитогорском «бродвее», который городские власти вроде бы собираются «реанимировать» (во всяком случае, сообщение об этом промелькнуло в печати), вот уже больше полувека творится что-то неладное. Так сколько же времени необходимо муниципалитету для организации и проведения необходимых работ по благоустройству одной, не самой длинной городской улицы – сто, двести, триста лет? А может, деньги у нас в очередной раз «как раз закончились»?
На улице Горького, кстати, как в одной из самых престижных жилых зон, обитает нынче немало «непростого» люда, в том числе и из городского чиновничества. Или из окна служебного лимузина земные проблемы магнитогорцев «государевым людям» практически не видны?..