После полдника вожатые отряда Together – «Вместе» – здорово удивили ребятню: они сновали в холле в поварских колпаках и фартуках с надписью «apron», на бегу подбрасывая блин на сковороде. Случались промашки, и блин падал мимо, но на тренировке такое простительно. Зато когда праздник блинов состоялся, рука уже была набита на броски и ловлю так, что не стыдно перед ребятами – а смысл соревнования и заключается в соперничестве мам на скорость и ловкость подбрасывания выпечки перед детьми.
Праздник блинов существует, только не на российской земле, а в Британии. А школа английского языка в «Горном ущелье» пользуется любой возможностью протянуть для воспитанников ниточку между двумя культурами – российской и английской. На уральской земле английские оладьи заменили русскими блинами, роли родителей взяли на себя преподаватели и вожатые, а детям позволено было после взрослых тоже побегать наперегонки, подбрасывая блин на сковороде. Английского колорита добавили вступительное слово «на языке оригинала» с синхронным переводом, заграничные кричалки, подкрепленные плакатами с текстами на английском, и новые иностранные слова на картонках, предъявляемые по мере знакомства с заморской традицией. И все на ходу, без потери азарта.
Английским насыщена вся жизнь команды. Соседние отряды вышагивают по территории с речевкой: «Самый лучший лагерь! Мы его так любим!» А Together скандирует: The more we are together – the merrier we are!, «Чем ближе мы, тем веселей!» Названия групп в отряде – тоже на английском, вроде Cool girls. И вся десятидневка тематически расписана для узнавания страны – носителя языка: то день английской вежливости, то день овсянки, то искусств, то музыки и спорта.
У школы уже складывается своя технология обучения. От идеи развлечения «под аккомпанемент» английского отказались сразу: хочешь знать язык – никуда не деться от объяснения, закрепления, повторения. Поэтому уроки в школе есть. Только особенные – с качественным техническим оснащением, с учебниками без занудства, зато с обилием текстов на молодежные темы, с яркой, веселой наглядностью, со звуковым оформлением – синтезатор, караоке, магнитофоны позволяют осуществить любую музыкальную фантазию. От правила общаться на протяжении всего дня только по-английски здесь отказались – просто выделили для этого два утренних часа. Зато в любом театральном проекте роль достается каждому, темой занятия может быть только то, что интересно самим воспитанникам, а вместо домашних заданий действует система дополнительных консультаций для желающих. Здесь английский не изучают – здесь им живут.
Результат – не только знание английского, но и желание на нем общаться. Настя Гиллер рассказывает, что за всю свою подростковую жизнь только дважды решилась выступить перед аудиторией: весной в «Уральских зорях», когда там действовала аналогичная школа изучения английского «Хилтон», и теперь, когда Together готовит мюзикл к закрытию смены. Получается, оба раза – благодаря английскому.
– Здесь все объяснительно и понятливо, – концептуально сформулировал принцип работы Together Булат Дильмухаметов.
– И интересно, – дополняет Богдан Намятов. – Сегодня мы играли в разведчиков, читали про Джеймса Бонда, учились переводить устойчивые выражения из шпионской речи: «дело лопнуло», «зоопарк».
И – из песни слова не выкинешь – многие воспитанники Together к ее главным достоинствам относят: «здесь учителя не кричат, не ругаются, не наказывают». Есть о чем задуматься традиционной школе.
К слову, Булат и Богдан – ученики школы успеха, школы индивидуального образования для одаренных детей, отдыхающие «своим отрядом» здесь же, в «Горном ущелье». Together в новом сезоне проводит занятия и для них. Воспитанники летом не прекращают тренировать мозг, только переходят на другие формы работы: рэндзю, необычные конструкторы, головоломки, шахматы, активный спорт. Английский в этот набор вписался вполне органично. «Дело не только в практической ценности английского, – объясняет руководитель одаренных Владимир Дронов. – Математическое мышление надо «ставить», а изучение иностранного этому способствует: позволяет развивать логику». У школы успеха нюх на качественное образование, и Владимир Леонидович вынашивает идею с осени объединить усилия своей школы с Together.
База уже подготовлена: Together обкатал экспериментальные программы, юные преподаватели – студенты МаГУ – приучились работать в нестандартных условиях. Школе повезло с тандемом опытных преподавателей: у Ирины Бабушкиной и Елены Ковшениной опыт работы в частных школах, где подход к обучению принципиально отличен от приемов массовой школы и вполне применим в таких неформальных условиях, какие предоставляет «Горное ущелье». Из почти полусотни детей, прошедших обучение в Together в первой смене, почти все в прощальных анкетах отзывались о ней с восторгом. И лишь один посетовал: «Было интересно, но я устал». Школа приняла во внимание и такое признание. Есть идея – во второй половине сезона десятидневкой изучения английского не заканчивать, а начинать смену, чтобы успевать «отойти» от интеллектуальных трудов. Together – школа быстрого реагирования.