Сфера мелкорозничной торговли считается одной из самых сложных в рыночном сегменте с точки зрения правовой и технической регуляции. Связано это с тем, что данный вид предпринимательской деятельности изначально ориентирован на большой круг заинтересованных лиц.
Уличная торговля из киосков расцвела пышным цветом в девяностые годы. Для многих в то время это был шанс выжить, начать своё дело. Тем более что продукция, которую реализовывали с лотков, была весьма разнообразной и востребованной: от молока и хлеба, шоколадных батончиков и кексов до спиртных напитков. С появлением больших торговых центров и особенно с запретом на продажу алкогольных напитков подобные торговые точки становятся всё менее актуальными. Но уходить с рынка они не торопятся до сих пор. Сегодня в ряд с мелкорозничными лотками встали микрозаймы, чебуречные, торговые палатки с аксессуарами для телефонов и планшетов. На вид и размер они все разные, поэтому говорить о том, что такие сооружения украшают улицы, не приходится.
К нестационарным торговым объектам относятся лотки, палатки, киоски, боксы, павильоны и другие сооружения. Нестационарное положение объекта предусматривает возможность его перемещения, поскольку отсутствует фундаментная основа. Навести порядок в сфере павильонной торговли пытались много раз. И приводили киоски к внешнему единообразию, и оставляли их только на остановочных комплексах. Год назад на заседании городского Собрания депутатов было утверждено положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Магнитогорска. Положение разработано администрацией города в соответствии с действующим законодательством и прошло все необходимые публичные процедуры. В администрациях районов проводились встречи, на которых предприниматели имели возможность задать интересующие вопросы и получить на них аргументированные ответы. Замечания и предложения представителей малого и среднего бизнеса учитывались при составлении окончательного варианта положения. Например, предложения о сроках заключения договора и о требованиях к внешнему архитектурному облику торгового объекта, которые будут носить рекомендательный характер.
В чём же суть изменений? По Земельному кодексу ларьки и киоски могут располагаться на основании утверждённой схемы и договора, а не как раньше - на правах аренды муниципального земельного участка. Схема размещения нестационарных торговых объектов Магнитогорска рассчитана на 803 объекта и включает все действующие торговые павильоны. Новые нестационарные торговые объекты будут устанавливаться на основании утверждённого плана и через торги на срок до десяти лет, а действующие - постепенно переходить от договоров аренды к договору на размещение НТО на срок не более пяти лет.
Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов предусматривает стимулирование представителей малого бизнеса к приведению торговых объектов в соответствие современным архитектурным требованиям - по внешнему облику, цветовому оформлению. Для тех, кто выполнит эти обязательства, в случае подтверждения актом обследования, предусмотрены льготные условия платы по договору: за первый год плата составит 25 процентов годовой суммы, за второй год - 50 и за третий - 75 процентов годовой суммы за размещение НТО. Плата по договору исчисляется в соответствии с методикой расчёта, где учитывается средний уровень кадастровой стоимости одного квадратного метра, коэффициент сводного индекса изменения потребительских цен, тип и местонахождение нестационарного торгового объекта, период работы. Новые требования на руку предпринимателям, поскольку плата за пользование нестационарным объектом незначительно, но снизится. Как объяснил председатель комиссии по муниципальной собственности и земельным отношениям Магнитогорского Собрания депутатов Сергей Король, теперь платежи приближены к уровню платы за НТО в других городах страны. Анализ показал, что принятая методика экономически обоснована, не создаёт дискриминационных условий для предпринимателей. Кстати, несмотря на привилегии бизнесу, поступления в бюджет города от размещения нестационарных торговых объектов увеличились за 2017 год в два раза.
Работой с предпринимателями по соблюдению требований размещения нестационарных торговых объектов занимаются районные администрации города. В самом большом районе города - Орджоникидзевском - по схеме имеется 337 мест для павильонной торговли.
- Действует в районе 311 торговых точек,- рассказал заместитель главы Орджоникидзевского района Вячеслав Челищев. - Из них по договору на размещение НТО - 73, все они оповещены о необходимости привести в порядок свои торговые объекты. В противном случае договор с предпринимателем будет расторгаться.
Основные изменения связаны с остеклением киосков: не должно быть маленьких окошек, предпочтение - панорамным окнам.
Кроме того, довольно жёсткие требования предъявляются к цветовой гамме: не должно быть кричащих, ярких расцветок, предпочтение - пастельным, бежевым, серым тонам. В зимнее время идём навстречу предпринимателям, которые просят отсрочку на выполнение работ до наступления тепла.
В конце 2017 года действующими оставались 446 договоров аренды земельных участков. Когда сроки их действия истекут, будут заключены договоры на размещения нестационарных торговых объектов. Одновременно комитетом по управлению имуществом заключено 143 договора на размещение НТО. При этом тринадцать представителей малого бизнеса отказались от права на заключения договора, десять - направили в администрацию города протоколы разногласий.