Творчество зарубежных гостей, кроме бумажного самолётика, встреченного горожанами на ура, не всегда воспринимается положительно. Художественный посыл современного уличного искусства зачастую остаётся логически обоснованным лишь для его авторов и немногочисленной аудитории прогрессивной молодёжи. Однако перед фактом, что город сер и добавить цвета в его внешний облик было бы здорово, отступают даже рутинёры. Безусловно, об уличном искусстве на торцах трёх многоэтажек можно спорить, но перемены, как известно, к лучшему. Тем более, если верить пословице, комом получается лишь первый блин… Хотя в данном случае - третий. Потому что чеширский егерь на проспекте Ленина, цензурированный российским законодательством, в целом, наверное, удался. Впрочем, профессиональные художники говорят, что зелёная голова, парящая над Дунаем, из той же оперы, что и мультяшная рука, держащая нитку: любительщина, не выдерживающая критики как в колористическом решении, так и в техническом исполнении.
А допустим ли непрофессионализм в преображении общественного транспорта? Здесь единогласного ответа тоже нет. Однако из 65 опрошенных пассажиров, которые активно пользуются магнитогорскими трамваями и автобусами, - большинство считают, что даже реклама оживляет унылость внешнего вида вагонов. Только трое пожелали ездить на трамваях, выкрашенных по государственному стандарту - причём, если подобного цветового регламента не существует, его необходимо придумать. Двадцать два человека сказали, что им ни горячо, ни холодно. А вот всем прочим, как говорится, "вкатывает": надо сказать, категорию "прочие" опять же составила в основном молодёжь. Вагоны, отмеченные кистью Онера и австрийских студентов, ходят по разным маршрутам, и горожане вполне смогут признать мастерство художников или же послать на них тридцать три проклятья.
Чеху Паста Онеру предложила "оформить" трамвай служба инвестиционных проектов и стратегического развития городской администрации - она и подала ходатайство муниципальному предприятию "Магнитогорский городской транспорт". "Полотно" предоставили, и Онер управился всего за пару часов. Признаться честно, несмотря на всё ту же замысловатость концепции и пестроту цвета, борт вагона выглядит куда привлекательнее, чем с заводской покраской. Однако торец дома с таким рисунком наверняка воспринимался бы жертвой вандализма. Словом, каждое место, где можно при помощи баллончика заявить о себе, обладает собственной, располагающей к творчеству индивидуальностью - лишь бы не перепутать.
Вагон Онера стал третьим, на который с разрешения Маггортранса и городских властей было нанесено граффити. И если уж решено идти навстречу инновациям, по идее, таких трамваев должно быть как можно больше. Например, в городах-миллионниках пассажирский транспорт, покрытый профессиональным граффити, - дело обыденное, и людям это нравится. Кстати, Маггортранс, несмотря на то, что часть транспортных средств по договору с фирмой, предоставляющей рекламные услуги, занята под продвижение товаров в массы, не против отдать ещё несколько вагонов для реализации амбиций магнитогорских художников. Если эскиз не пойдёт вразрез с моралью и законодательством, его разрешат воплотить в жизнь, и работу граффитчика увидят тысячи горожан. По этому вопросу необходимо обращаться к руководству муниципального перевозчика.
Напоследок напомним, что по замыслу в этом году должен быть украшен ещё один дом: на этот раз постройка левобережья. Работу выполнят азиатские художники, и, скорее всего, им тоже предложат поколдовать над трамвайным вагоном. Понемногу серость растворяется в буйстве цвета… Главное - не переборщить.