На вчерашнем аппаратном совещании глава города Евгений Тефтелев заявил о необходимости "расчистить рынок" и ввести контроль за стихийным движением маршрутных такси по улицам города. Однако в ликвидации "теневого бизнеса", судя по всему, заинтересованы только он и пассажиры.
Сегодня на рынке пассажирских перевозок работает 1700 автобусов, из них более 1200 - маршрутные такси, вездесущие "ГАЗели". По официальным данным, пассажирскими перевозками занимаются 23 индивидуальных предпринимателя. Из них только девять работают, имея разрешение на маршрут, полученное в администрации Магнитогорска: кроме Маггортранса, это индивидуальные предприятия, выходящие на маршрут под определенным фирменным знаком - "ТНТ", "Стрелец", "Класс", "Прокатмонтаж", "Прогрессия", "Фараон" и другие. Их принято называть "легальными" перевозчиками. Всех остальных - "нелегальными".
Деление это, впрочем, условно. Настоящих "нелегалов" - тех, кто выходит на маршрут без лицензии на пассажирские перевозки, - в городе практически нет. В этом направлении работает ГИБДД. Участники рынка пассажирских перево-зок "нелегалами" называют тех, кто выбирает маршрут по своему усмотрению, не подчиняясь карте из 62 маршрутов, официально нарисованной мэрией. Или же приобретает право на свое место в схеме муниципальных маршрутов на "черном рынке". Однако с точки зрения федерального законодательства, ГИБДД и органов прокуратуры, нарушений в таком стиле работы нет: законодательно никто не обязывает перевозчиков ездить по строго указанным маршрутам. И "кошмарить" по этому поводу их тоже не рекомендуется: за этим следит закон "О защите предпринимательской деятельности".
В ведомстве начальника управления инженерного обеспечения, транспорта и связи Владимира Иванова разводят руками: побороть таких "нелегалов" пока невозможно. По словам начальника управления, в помощь мэрии действует закон "Об административных правонарушениях Челябинской области". Но штрафы за невыполнение постановления главы города и выезд на чужой маршрут составляют мизерные суммы - две-три тысячи рублей.
На аппаратном совещании глава города Евгений Тефтелев рассказал о подготовке новых правил маршрутных пассажирских перевозок. Одна из инициатив - распределять маршруты среди перевозчиков не бесплатно, как это делает сейчас транспортная комиссия мэрии, а через открытый аукцион. Сделать это, как нам представляется, будет трудно по двум причинам. Первая: легальные игроки рынка пассажирских перевозок получают хороший доход от продажи этих самых "бесплатных" маршрутов, полученных в администрации. Неофициально называется цифра в пять тысяч рублей в месяц за "вход" на конкретный маршрут. Всего в Магнитогосрке 62 маршрута - итого триста тысяч чистой прибыли, если иметь в виду однократную продажу маршрута. По сути этот "гонорар" официальных перевозчиков в десятки раз больше.
Если предположить, что участвующие в раздаче маршрутов чиновники тоже слегка "при деле", можно ожидать, что Евгений Тефтелев столкнется с большим сопротивлением при реализации своих инициатив. Некоторые чиновники мэрии уже тихонько высказываются против открытых аукционов, жалуясь, что тогда "к нам придут чужие, иногородние - и вытеснят магнитогорских перевозчиков". Словом, сегодняшнее состояние рынка - легальное и нелегальное - устраивает всех, кроме пассажиров, чья безопасность зависит от степени контроля за "ГАЗелистами".
Среди других инициатив по наведению порядка на рынке "маршрутных такси" Евгений Тефтелев озвучил следующие: сокращение дублирующих друг друга маршрутов; предполагается, что с 62 их число уменьшится до 37. Далее - право работы на маршруте должно стать платным, то есть доходы от продажи маршрутов должна получать городская казна, а не чьи-то карманы. И еще одно предложение - увеличить срок работы перевозчика на одном маршруте до пяти лет. Подразумевается, что это убедит предпринимателей заменить "ГАЗели" более безопасными иномарками. Новые правила уже прошли экспертизу Федеральной антимонопольной службы и прокуратуры.
По словам Евгения Тефтелева, вопрос об утверждении новой городской политики транспортных перевозок будет вынесен уже на ноябрьское заседание депутатского корпуса.