Новый год, как обычно, начинается с традиционного подорожания товаров и услуг - продуктов питания, проезда, коммуналки, нефти. Рост цен, как цепная реакция, касается и самой востребованной услуги - транспортной. Из-за повышения цены на бензин, сжиженный газ и страховые выплаты во многих регионах России удорожание тарифа уже произошло.
В сентябре прошлого года такое повышение коснулось жителей Челябинска, в октябре эта участь постигла жителей Екатеринбурга. В Челябинске стоимость проезда выросла до 18 рублей, в Екатеринбурге - до 23 рублей.
При утверждении новых параметров стоимости проезда учитывают увеличение расходов транспортных компаний на индексы роста цен, определяемые Минэкономразвития РФ, рост стоимости энергоресурсов, цен на ГСМ, увеличение потребностей в ремонте пассажирского транспорта. При этом, например, в Екатеринбурге для граждан, совершающих более 60-70 поездок в месяц, администрация сохранила дифференцированную систему оплаты проезда, разовая стоимость которого останется на уровне 18 рублей.
В Челябинске управление транспорта администрации города представило расчеты, по которым себестоимость одной поездки на трамвае и троллейбусе составляет 17 рублей, на автобусе - чуть выше. По мнению главы Челябинска Станислава Мошарова, эта мера является вынужденной и призвана снизить объем убытков транспортных предприятий.
- Убытки муниципального транспортного предприятия составляют ежегодно около 600 миллионов рублей, - сказал Станислав Мошаров. - Основная причина - разница между тарифом и реальной стоимостью проезда. Например, поездка в автобусе на деле стоит не 12, а более 20 рублей. Разница частично покрывается из городской казны. Но это не решает проблем транспортников.
В Магнитогорске повышения стоимости услуг муниципального транспорта в ближайшее время не планируется. Стоимость проезда как в трамвае, так и в автобусе сегодня 15 рублей. В автобусах тариф не повышался с мая 2010 года, в трамвае последнее повышение произошло в августе 2012 года.
- У нас также действуют льготные стимулирующие тарифы, уменьшающие стоимость проезда, если приобретен проездной билет, - рассказал "ММ" директор МП "Маггортранс" Александр Виноградов. - Пассажир может приобрести проездной на 20, 40 или 60 поездок. Соответственно, стоимость одной поездки составит 14, 13 или 12 рублей. Кроме того, объединенная транспортная система позволяет ему в течение часа бесплатно делать неограниченное число пересадок, в том числе меняя вид транспорта. Подобная гибкая система тарифов выгодна как пассажиру, так и нашему предприятию, поскольку оплата идет безналичным платежом. Уверяю, подобной системы скидок в Челябинске нет.
Между тем, с владельцами маршрутных такси дело обстоит иначе. По словам начальника управления инженерного обеспечения, транспорта и связи администрации Магнитогорска Владимир Иванова, вопрос стоимости проезда у частных перевозчиков остается открытым.
- Запретить им повысить тариф никто не может, это частный рынок пассажирских перевозок, - заявил Владимир Иванов. - Знаю, что этот вопрос муссируется среди перевозчиков. Но однозначно сказать, будет повышение или нет, нельзя.
Напомним, в данный момент стоимость проезда в маршрутных такси Магнитогорска составляет 15 рублей. Мнение предпринимателей выразил председатель некоммерческого партнерства перевозчиков Челябинской области Алексей Глинских. Он считает, что в нынешнем году перевозчикам предстоят значительные затраты: они должны оборудовать автомобили приборами ГЛОНАСС и тахографами, а также застраховать пассажиров. Кстати, с 1 января 2013 года все перевозчики должны страховать свою ответственность за здоровье пассажира на два миллиона рублей. Минфин уже представил страховые тарифы и выплатную таблицу, из которой ясно, сколько пассажир получит за каждую травму в частном транспорте.
По предварительным подсчетам, размер затрат составит около восьмидесяти тысяч на одну машину. Если говорить о крупной компании, у которой не менее ста единиц транспорта, то это не менее восьми миллионов рублей. Такую крупную сумму пассажироперевозчикам предстоит выплатить одномоментно. По словам Алексея Глинских, скорее следует готовиться к очередному повышению цены на проезд.
- Учитывая подорожание топлива, стоимости запчастей, а также то, что большая часть машин-иномарок находится в кредите, действующая цена экономически обоснована. Кроме того, ни одна из составляющих стоимости проезда - ни топливо, ни автозапчасти - не уменьшится, - считает один из перевозчиков.
Вероятно, если увеличение стоимости проезда в маршрутках все-таки произойдет, стоит ожидать отток пассажиров из частного транспорта в общественный. По словам руководителя МП "Маггортранс", предприятие готово принять больший объем пассажиров.