ДОРОГИ ЛЮБОГО ГОРОДА являются его «кровеносной системой», поэтому от их состояния, количества и качества напрямую зависит процветание данной территории.
Это прописная истина, и потому строительству дорог в Магнитогорске и окрестностях уделяют большое внимание, особенно в последнее десятилетие, когда по инициативе руководства ММК было создано дорожно-строительное предприятие «Южуралавтобан». Ежегодно в городе вводят новые дороги, ремонтируют старые, достраивают кольцевую вокруг Магнитогорска: она «уберет» с улиц города транзитный транспорт. Тем не менее, дорожная ситуация с годами ухудшается – транспорта все больше, улицы и проспекты города переполнены, пробки стали привычным явлением. Динамика тревожная: через пять–семь лет дороги будут настолько загружены, что «кровеносная система» города попросту перестанет функционировать.
Как решить проблему? Один из оригинальных выходов предлагает наш постоянный читатель Владислав Воронков. Оговоримся: на первый взгляд проект может показаться утопичным, но в оригинальности ему не отказать. Владислав Викторович предлагает акцентировать внимание не на локальном обустройстве дорог и развязок, а на строительстве новой магистрали с севера на юг города. Проложить ее он предлагает по руслу реки Урал и заводскому водохранилищу.
– Необходимо проложить скоростную дорогу по центру заводского пруда, – убежден Воронков, – использовать при этом уже существующие дамбы и проложить трассу под мостами. Ширина дороги – по три полосы в каждом направлении. Высота полотна над уровнем воды в заводском пруде – не более полутора метров. В случае прорыва Верхнеуральского водохранилища дамбы не создадут серьезной помехи течению воды. В местах пересечения дамб необходимо обустроить развилки типа «клевер». Длина дороги – около 15 километров: от севера левобережья, от объездной дороги на 12-м участке, далее по Уралу вдоль шлаковых отвалов, через Северный, Центральный, Южный переходы и Казачью переправу до берегового выступа в районе улицы Калмыкова. Дальше – за правобережные очистные сооружения.
Дорога будет удалена от жилых массивов, поэтому допустимая скорость движения по ней может составить 90 км/час. Подобное строительство – масштабное и дорогостоящее, потребуются большие объемы отсыпки. Но город в состоянии самостоятельно провести все работы: материал для отсыпки – шлаковые отвалы. Промышленные мощности позволяют изготовить железобетонные и металлические конструкции. Транспортные расходы при этом подешевеют, если отсыпку производить не автомобилями, а саморазгружающимися баржами.
Строительство такой дороги решит несколько проблем. Во-первых, транзитный транспорт направления Верхнеуральск–Кизил получит самый короткий путь. Во-вторых, сейчас из северной части левобережья строительные организации везут свои грузы через правобережье в южную часть города в общем потоке. Скоростная дорога сократит им путь и увеличит грузооборот. В-третьих, в случае промышленных аварий подразделения МЧС получат оперативный доступ к месту аварии. И наконец, многие рабочие и служащие северного блока цехов, ККЦ ММК, других предприятий круглогодично пользуются личным транспортом для поездок на работу и обратно из центральных и густонаселенных южных районов города. Они предпочтут новую скоростную трассу, разгрузив внутренние дороги.
Владислав Воронков направил свое предложение главе администрации Магнитогорска, серьезно озабоченному транспортными проблемами. Предложение автора рассмотрено начальником управления инженерного обеспечения, транспорта и связи Михаилом Дмитриевым, начальником управления архитектуры и градостроительства Ильей Пономаревым и директором муниципального управления благоустройства Олегом Грищенко. Наиболее обстоятельную мотивацию представил О. Грищенко, в целом одобрив идею, но указав на некоторые противоречия существующим нормам. Управление архитектуры сообщило, что по решению городского Собрания депутатов специализированный институт выполняет проект корректуры генплана Магнитогорска: анализирует все грузовые и пассажирские потоки, разрабатывает предложения строительства новых и расширения имеющихся дорог и улиц. Предложение В. Воронкова направлено специалистам.
Традиционную чиновничью отписку адресовал автору М. Дмитриев: «Возможность реализации проекта и строительства такой скоростной дороги зависит от объема денежных средств в бюджете города». Ясно как божий день, что Магнитогорск не обладает финансовыми возможностями осилить подобную стройку. Но кому, как не специалистам управления инженерного обеспечения, транспорта и связи, найти рациональное зерно в предложениях автора? Ведь именно они должны быть больше всего заинтересованы в решении дорожной проблемы. И не на словах, а на деле подготовить предложения и проекты для совместной реализации и софинансирования с областными властями, вхождения в федеральные программы строительства и реконструкции дорожной сети.
Утопичными казались полеты человека в космос, диковинкой – Интернет, фантастикой – мобильный телефон. Может, и проект Владислава Воронкова не такая уж утопия, как кажется?