Зрителей ждёт первый совместный концерт симфонического оркестра театра с коллективом Магнитогорской академической капеллы имени Семёна Эйдинова.
«Три цвета музыки» – название действа, выстроенного, как любит главный дирижёр и художественный руководитель капеллы Надежда Артемьева, в драматургической логике: три великих эпохи, три великих композитора – Бетховен, Чайковский, Прокофьев. Но прежде чем перейти к содержанию, расскажем о причинах.
Во-первых, театру и капелле давно хотелось сделать объединённый проект – нечто грандиозное и масштабное. Как минимум, потому что профессиональная мечта Надежды Артемьевой – чтобы произведения в исполнении капеллы звучали так, как были задуманы автором, а подобные произведения пишутся для исполнения либо а капелла, либо в сопровождении органа, либо симфонического оркестра. Поэтому воплотить мечту коллектив мог разве что на гастрольных выступлениях с оркестрами других городов, либо когда подобные оркестры приезжали на гастроли в Магнитогорск. Последний раз кантатно-ораториальная хоровая музыка в сопровождении оркестра звучала, к примеру, в 2016 году, когда в Магнитогорск в рамках «Пасхального фестиваля» приехал со своим оркестром Валерий Гергиев. Ещё случались у капеллы выступления со студенческим оркестром консерватории, которым руководит второй дирижёр театра оперы и балета Кирилл Кочетков – теперь ему предстоит дирижировать капеллой на концерте первого октября, и для него это некое возвращение к истокам. Ведь это Московскую консерваторию он заканчивал на дирижёра симфонического оркестра, причём не у кого-нибудь, а у дирижёра Большого театра Павла Клиничева. А диплом Магнитогорского музыкального колледжа до поступления в главный музыкальный вуз страны он получил как дирижёр хора, и именно Надежда Артемьева была его преподавателем.
Под руководством Кирилла Кочеткова в первом отделения концерта прозвучит Месса до-мажор (ор. 86) Людвига ван Бетховена, и это тоже далеко не случайный выбор. Во-первых, в декабре прошлого года весь мир отметил 250-летие одного из великих представителей Венской классической школы, и весь год в мире музыки проходит под эгидой этого события. Основные торжества объявлены на осень, так что предстоящее мероприятие ловко вписывается в мировой тренд. А во-вторых и в главных, когда-то именно Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла исполнила Мессу до-мажор впервые в Советском Союзе – на сцене Большого зала Московской государственной консерватории.
Только представьте: всесоюзная премьера – и магнитогорцы стали её воплотителями.
Наконец, произошло это ровно 60 лет назад – в 1961-м, и этот юбилей – ещё один фактор возрождения Мессы Бетховена в репертуаре капеллян. Ну и ещё одно сплетение событий: именно с бетховенской Мессой до-мажор заканчивал когда-то Нижегородскую консерваторию главный дирижёр Магнитогорского театра оперы и балета Эдуард Нам. Вот такие неслучайные случайности.
– Театр оперы и балета поработал, наверное, со всеми творческими коллективами города, можно сказать, совместная работа – это наша продуманная художественная политика, – говорит директор театра Илья Кожевников. – Совместно с драмтеатром имени Пушкина ставили музыкальный спектакль «Амадеус», многочисленные проекты с консерваторией – от объединения симфонических оркестров, например, для выступления на двух концертах с Денисом Мацуевым, до общих проектов с хореографическим училищем вуза. Готовимся к работе над собственным проектом под рабочим названием «Горячие сердца», в котором примут участие многочисленные самодеятельные коллективы нашего города. Плюс работа с детьми: выступление детских хоров в спектаклях, концерты ко Дню защиты детей, на которых юные исполнители играют с нашим симфоническим оркестром, – всего не перечесть. Теперь пришло время объединиться с замечательным и прославленным коллективом капеллы.
Впрочем, на практике эти два творческих объекта связаны довольно давно: многие солисты театра работают ещё и в капелле, поэтому имена двух солистов на концерте для постоянной публики театра не станут неожиданностью: это Юлия Соколова и Игорь Черний, пару им составят Любовь Зырянова и Никита Мордовских.
Итак, в первом отделении концерта «Три цвета музыки» прозвучит Месса до-мажор Людвига ван Бетховена. Во второй же части публику ждут «Вариации на тему рококо» Петра Ильича Чайковского для виолончели с оркестром, (солистка Ксения Кириченко), а также первая симфония ре-мажор «Классическая» Сергея Прокофьева. Повелевать оркестром в этой части будет главный дирижёр театра оперы и балета Эдуард Нам.
– Совершенно точно этот проект – не разовая акция, и эта программа уже точно прозвучит в Магнитогорске ещё раз, но в другом зале, кроме того, серьёзные намерения показать её в городах Челябинской области, а капелла, находясь в ведении областного минкульта, довольно активно гастролирует по региону, – говорит художественный руководитель и главный дирижёр Магнитогорской государственной академической капеллы имени Эйдинова Надежда Артемьева. – Планов очень много: хотелось бы, чтобы в Магнитогорске прозвучала замечательная кантатно-ораториальная музыка Россини, Рахманинова, юбилей которого в 2023 году будет отмечать весь мир, Моцарта…
Но это планы далёкие. Что же касается ближайшего будущего, то пятого октября театр оперы и балета открывает 14-й фестиваль оперного искусства «Вива опера».
По нему во время ковидных ограничений город изголодался: в прошлом году он был вовсе отменён, а с нынешней весны перенесён на осень. Традиционные три спектакля за менее чем две недели: премьера прошлого сезона «Тоска», а также «Царская невеста» и «Иоланта», традиционные приглашённые дирижёры и исполнители главных ролей – солисты Большого, Мариинского театров, супермодной столичной «Новой оперы», а также Екатеринбургского оперного театра. Даже статус «международный» сохранится: Илья Кожевников не раскрывает секрета, но обещает, что иностранцы на фестивале тоже будут. Уже привычные два заключительных гала-концерта: 16 октября – в зале ДКМ им. С. Орджоникидзе, 17-го – в Челябинске.
Первая декада декабря обещает другой полюбившийся зрителям фестиваль – «Оперетта, браво!»: спектакли, гала-концерт, анонсированный самыми интересными задумками, а также дважды переносившийся из-за ковида концерт солиста культовой столичной «Геликон-оперы» Дмитрия Янковского, однажды уже вызвавшего фурор стилем «кроссовер» в проекте «Неоклассика», где современные песни звучат в оперном исполнении с симфоническим оркестром. Например, «Тучи» от «Иванушек-int.», тонко вплетённые в нетленную «Хабанеру» из «Кармен» Бизе. Погуглите – до мурашек.