Естественно стоит проблема, какой художественный объект можно поставить в центре площади, чтобы скрыть их от зрителей и осадков, и в тоже время можно легко их обслуживать. Площадь расположена на правом берегу между металлургическим комбинатом и жилой застройкой. Архитектура правобережной части города создана в помпезном и рассудочном стиле, получившем название сталинский ампир и ставшем завершающим "аккордом" классической архитектуры. Ампир (от французского empire - империя) - это блеск и ореол славы правителя. Это величие мощи и воинского признания вождя нации. Это парадный пафос и театральное великолепие. Ампир воспитывал в человеке чувство долга, гражданственность, служение правителю и отечеству. Главной чертой архитектурного ампира стала ориентация на художественное наследие имперского Рима, где в отличие от Греции, утверждалась идея имперского величия и обожествление императора. Ампир был создан в период правления Наполеона I и отражал жесткую и холодную диктатуру правителя. Таков и советский ампир. И никуда от него не деться. Нам остаётся только беречь каменную красоту этого района.
От площади Носова к жилой застройке проложены три прямые улицы, характерные для градостроительства эпох классицизма. Этот приём взят из Санкт-Петербурга петровского периода. Одна из трёх улиц названа в честь металлургов комбината проспектом Металлургов. С двух сторон от него, до улицы Комсомольской с севера и до улицы Ленинградской с юга, к проспекту прилегают экспериментальные квартальные микрорайоны, разработанные членами Академии Советской Архитектуры ленинградской и московской архитектурными школами. Этот участок застройки считается шедевром советской архитектуры сталинских времён. Он вошёл в учебники по истории архитектуры.
Заключительным моментом стиля ампир является триумфальная арка, которую строят в честь боевых побед. Существует многовековая традиция, имеющая мифические корни: проходя сквозь арку, человек в течение нескольких секунд мысленно проживает прошлую жизнь и готов к новым свершениям. История человечества знает немало триумфальных арок, воздвигнутых в периоды правления различных диктаторов, которые обожали классицизм и заставляли строить здания и организовывать улицы и площади в стиле римской архитектуры. Таковы арки Тита и Константина, созданные в великом Риме.
В России триумфальные арки начали строить при Петре I для торжественных въездов победителей в город. С 1703 года было воздвигнуто семь арок. Первые три - в честь взятия Азова - Шереметьеву, Репнину и Брюссу. Затем в честь победы в Полтавской битве и в честь морских побед. Строили триумфальные арки и после Петра I вплоть до царствования Николая I. Одна стоит на площади Стачек в Санкт-Петербурге, другая - на Кутузовском проспекте в Москве.
В Германии Бранденбургские ворота были построены в 1788 -1791 годах, а в Париже на площади Шарля де Голля с 1806 по 1836 годы строили известную триумфальную арку в честь военных побед Наполеона I.
В советское и постсоветское время триумфальные арки ставили в рядовых городах России, таких как Курск, Новочеркасск и др. Так, триумфальная арка в Курске была построена в 2000 году в честь победы на курской дуге во время Великой Отечественной войны.
Состоявшийся в Магнитогорске конкурс на создание архитектурно-художественного объекта в центре площади Г.И. Носова показал, что на проект, в котором рекомендовано поставить на площади триумфальную арку, никто из членов жюри не обратил внимание. А ведь авторы предлагает поставить арку в честь трудовых побед металлургического комбината. В неё не сложно вписать существующие инженерные сети, а на поверхностях в виде художественных барельефов показать историю ММК. На аттике арки можно разместить щиты с барельефами директоров комбината.
Таким образом, на берегу заводского пруда возникнут три крупных мемориальных архитектурно-художественных сооружения. Два уже есть - комплекс "Первая палатка" и "Тыл - фронту".
В. Федосихин, профессор, член отделения архитектуры Российской академии архитектуры и строительных наук