Продавец с батареей бутылок молока, бидоном сметаны на развес, творогом, маслом, мясом своего хозяйства обосновывается на лотках для сезонной торговли, парапете магазина шаговой доступности, на ящике у остановки общественного транспорта. Зачастую у них есть свои точки продажи - прямо во дворах: здесь ждут привоза свежей продукции и разбирают за считанные минуты.
-Мы с мужем много лет разводим свиней, держим молочных коров. Хлопотное, затратное дело, - объясняет жительница Верхнеуральского района Дания Сагитова. - Но сдавать свою продукцию на рынок за копейки - значит, работать себе в убыток. Из нашего села каждый день машина с молоком в Магнитку идёт. Можно было бы туда сдавать надой, но закуп копеечный. Как и мясо, если реализовывать его живым весом. А так у нас свои клиенты уже много лет. За качество продукта отвечаем: скотину кормим как положено. Все санитарные требования соблюдаем. Поэтому и молочная продукция, и мясная хорошей жирности вкусная.
Удивительно, но факт: по данным службы эпидемиологического и санитарного надзора, негативных последствий от употребления в пищу продуктов, купленных с рук, не фиксировалось ни разу. Но это вовсе не означает, что можно подобную торговлю пускать на самотёк. О проблеме правомочности и безопасности продажи продуктов питания на улицах говорят уже не первый год. Одно дело лотки для садоводов, чтобы предлагать горожанам огурцы да яблоки. Другое, когда наряду с огородным товаром в ход идёт товар, который вовсе нельзя продавать. Это, в первую очередь, домашняя консервация. Мясо, молоко не под запретом, но только в случае, если прошли ветеринарный контроль. Покупая неисследованную эпидемиологами продукцию, мы рискуем здоровьем - своим и своих близких.
Среди торговцев, продающих продукты с земли или ящиков, встречаются не только сельчане-производители. Часто можно видеть в рядах торговцев пенсионеров, зарабатывающих нелишнюю копейку к пенсии. Как правило, тех же садоводов: они по инерции продолжают подрабатывать и зимой. Бывает, как рассказывают очевидцы, молоко покупают у торгового центра из бочки и, набросив рублей десять, выдают за сельское. Каждый, конечно, выживает по-своему, но, увы, это незаконно.
- В Правобережном районе пять санкционированных точек по реализации молока. Плюсом к ним выявлено 20 самостийных, - рассказала глава района Надежда Ефремова. - Торгуют мясом, рыбой. Ежедневно проводим рейды, объясняем. Но, честно говоря, толку мало.
Не лучше складывается ситуация и в других районах. В Орджоникидзевском районе за последнее время составлено около двухсот протоколов. Работа по "зачистке" незаконных стихийных мини-рынков идёт и в Ленинском районе.
- Примеры организованной по всем правилам торговли съестной продукцией есть, - поделился глава Ленинского района Иван Крылов. - На улице Вокзальной, 128 много лет продают молоко, сметану, творог. Работает санитарный инспектор, который проверяет продукцию, прежде чем она выйдет к покупателю.
- Если ситуацию нельзя победить, ликвидировать совсем, то нужно правильно организовать, - считает исполняющий обязанности главы города Виталий Бахметьев. - Замечали же, наверняка, что торговцы тянутся к людным местам. В том числе к перекрёсткам. И не удивительно: большие торговые комплексы ведь тоже строятся по принципу большей локализации покупателей. Надо и уличным торговцам создать условия для работы в таких удобных для них и горожан местах. Чтобы только соблюдали все требования, какие положено.
Если санитарные нормы будут соблюдены, горожане совсем не против купить свежие продукты, успешно конкурирующие по цене и качеству с магазинными. А для тех продавцов, которые клиентов подвергают риску, используя просроченный продукт, нестирильную тару, полезно будет знать, что на них есть административная управа. Два года назад по настоянию прокуратуры депутаты Законодательного собрания Челябинской области установили штрафы за несанкционированную торговлю. Но всё же главными критериями взаимоотношений покупателей с продавцами-частниками должны быть благоразумие, внимательность и осторожность. Как говорится, доверяй, но проверяй.