Говорят - хорошо там, где нас нет. А как сделать так, чтобы было хорошо там, где мы есть? У магнитогорцев появилась возможность заглянуть в будущее. В здании городской администрации открылась выставка архитектурных проектов студентов МГТУ, приуроченная ко Дню архитектора. В холле второго этажа размещена целая "стена" с фотографиями нынешних улиц и эскизов того, как они могут выглядеть в будущем. Здесь же - "наглядное пособие" в виде макетов микрорайонов.
-Перед студентами поставлена задача привязать проекты к генеральному плану застройки города, - рассказывает преподаватель кафедры архитектуры Наталья Наумова. - Основная задача - заявить о своих идеях и приступить к диплому в полной уверенности, что замысел продуман.
Действительно, где еще, если не в молодежной среде, можно найти такое количество оригинальных идей и нестандартных подходов? Студентка шестого курса Александра Шинкевич представила проект нового микрорайона в южной части города. Ничего фантастического, наоборот, - все жизненно и воплотимо. Если архитектор проектирует не фантазийные мыльные пузыри, а реальные здания, опытный инженер всегда сможет перенести идею в конструкцию. На макете представлены высотные дома, рядом - все необходимое: поликлиника, детский сад, кинотеатр, дороги и детские площадки. Здания нового микрорайона совершенно не похожи на типовую застройку, к которой горожане привыкли. Даже многоэтажки могут выглядеть изящно и величественно, если в проект вложить душу.
- Подход к строительству жилья в Магнитогорске я бы изменила, - комментирует свою работу Александра. - Думаю, нужно уходить от квартир коридорного типа, растить дома в высоту. Или делать упор на индивидуальное жилье.
Еще один район, претерпевший глобальную реконструкцию на макетах, - пересечение К. Маркса и "Правды". Стандартный продуктовый магазин студенты превратили в необычную архитектурную форму с эксплуатируемым ландшафтом. Внизу - хозяйственные помещения и подземная парковка. Наверху - парковая зона с лужайками и скамейками. Рядом - реконструированный жилой дом и два детских сада. Примечательно, что при воплощении идеи сносить до основания ничего не потребуется. Архитекторы оставляют "скелет" несущей конструкции, видоизменяют планировочную структуру, а эстетичный вид придают новая облицовка и ландшафтный дизайн.
Студентка Юлия Лукьянова предлагает поместить на карту города новые объекты - стадион, театр теней и музей. Магнитогорск молодой специалист видит в бионическом стиле, с естественными формами, когда строительство ведется по принципу надежности и экономии энергии. Особенность этого стиля в том, что формы, подсмотренные архитекторами у живых существ, воплощаются в конструкции зданий. В Европе здания в бионическом стиле не редкость, например, жемчужина Испании - Барселона - с великолепными творениями Антонио Гауди. В нашем городе пока ничего подобного нет. Серые многоэтажки, хаотично разбросанные по городу торговые центры и другие объекты малого и среднего предпринимательства удручают. Проблема не в том, что их много, а в том, что нет единого стиля, который бы составил общую архитектонику города. Строительство ведется по принципу - кто во что горазд. Исключение - Ленинский район, который пока сохраняет свой первозданный облик. А ведь архитектура напрямую влияет на психику человека. Не важно, что вы созерцаете - величественные небоскребы или аккуратные исторические здания с игрушечными башенками. Когда они нравятся, невольно возникает желание в них жить.
- Через десять лет город потребует обновления, - говорит Наталья Наумова. - Нужно, чтобы не только у архитекторов был свежий взгляд, но и у потенциальных заказчиков. Мы хотим, чтобы люди могли наглядно, пусть хотя бы на макетах, убедиться, что Магнитка может выглядеть по-другому.
На изготовление каждого макета студенту дается два месяца. Но, конечно, главное, чтобы сформировалась идея, а воплотить ее можно и за сутки. Впереди у студентов диплом, для которого нужно выбрать актуальную тему, провести научно-исследовательскую работу. Тему диплома преподаватели не навязывают, ее идея ясна уже сейчас - сделать родной город красивее.