ДО ПОСЛЕДНЕГО времени земли, которые городская администрация отрезала под дома и магазины, не имели санитарно-эпидемиологического паспорта.
Об обязанности проверять при отводе земельного участка степень его почвенного облучения говорят федеральные законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «О радиационной безопасности населения». Поскольку в ряде регионов законы долгое время оставались «спящими», полгода назад главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко напомнил своим ведомствам об обязанностях в постановлении «Меры по ограничению доз облучения населения и снижению риска от природных источников». Регионам пришлось вспомнить о радоне.
В нашей области исследование воды, почвы, пищевых продуктов и стройматериалов на способность облучать дало первые результаты: в Санарке жители четырнадцати домов подлежат отселению. В Челябинске к переезду готовятся жители многоквартирного жилого дома: содержание радона в воздухе квартир в несколько раз превысило норму. И Роспотребнадзор наложил на дом свое вето.
Природные источники вносят значимый «вклад» в дозу облучения населения, представляя опасность для здоровья. В Челябинской области общая доза всех природных источников излучения составляет 3,44 мЗв/год, что считается допустимым. Законом разработаны свои нормативы «излучения» для воды, почвы, пищевых продуктов, стройматериалов. Было бы желание измерить.
В нашем городе первое и пока единственное комплексное исследование питьевой воды на всех водозаборах трест «Водоканал» провел в ноябре прошлого года, выполняя санитарное предписание и приказ главного государственного санитарного врача по Челябинской области «Об усилении надзора и контроля за радиационной безопасностью питьевой воды». Тест показал, что питьевая вода отвечает нормам радиационной безопасности. Однако, как считает главный государственный санитарный врач по Магнитогорску Владимир Эленбогин, говорить о радиационной чистоте воды можно, лишь наблюдая за источниками в течение года. Опасения вызвало исследование проб питьевой воды в Агаповском и Верхнеуральском районах, показавшее превышения по суммарной альфа-активности.
Не вызывает опасений у специалистов Роспотребнадзора строительный материал, поступающий на городские стройки от цементного завода, гранкарьера, предприятий «Огнеупор», «Маглин», кирпичного завода. Но санитары указывают на повышенное содержание природных радионуклидов в поташе и керамической плитке, привезенных из Китая.
Показатели радиационной безопасности пищевых продуктов внедрены в систему социально-гигиенического мониторинга лишь в этом году и пока только на пяти предприятиях: хлебном и молочном комбинатах, птицеводческом комплексе, в ООО «Глория» и комбинате хлебопродуктов.
То есть бизнес отчитываться перед санитарным ведомством по фактам облучения готов. Пока нельзя сказать того же про органы Госстройнадзора. В городе совсем не исследуется активность радона в воздухе жилых и общественных помещений, особенно – на предприятиях, размещенных в подвальных, цокольных или первых этажах зданий.
На прошлой неделе во время совещания у заместителя главы города Виталия Сидоренко главный санитарный врач Магнитогорска Владимир Эленбогин напомнил управлению архитектуры и градостроительства о наличии в воздухе и почве радона, а также о необходимости его измерить, прежде чем отдать земельный участок под застройку. В прошлом году из нескольких сотен выделенных строителям земельных участков только 24 получили санитарно-эпидемиологическое заключение. То есть сценарий с отселением жителей реален не только для Санарки.
– До последнего времени в городе не было аккредитованных лабораторий, способных взять замер на плотность потока радона из почвы, – пояснил «ММ» Владимир Эленбогин. – Но сейчас такие исследования проводят несколько лабораторий. В марте аккредитацию получит и наш филиал ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Магнитогорске».
Главный санитарный врач рекомендовал управлению архитектуры и градостроительства разработать радиационно-гигиенический паспорт для каждой территории города. Его идею поддерживает заместитель главного врача филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Магнитогорске» Александр Менухов.
– Пока у нас нет полной информации, мы не можем определять радиационное состояние города как благополучное, – считает он.
У начальника управления архитектуры и градостроительства Ильи Пономарева свои мысли по этому поводу. Он уверен, что, усложнив процедуру оформления земельного участка в аренду, его ведомство непременно возбудит внимание прокуратуры, пристально следящей за соблюдением прав частных застройщиков. А, как известно, пристального внимания прокуратуры не хочет никто. В ужесточении мер начальник управления архитектуры и градостроительства, кроме того, нашел противоречие Земельному кодексу. Смутила его и финансовая сторона вопроса. Услуги лабораторий, берущих замеры на плотность потока радона в почве, недешевы.
– За чей счет? – прямо спросил Илья Пономарев Владимира Эленбогина.
– За счет заказчика, – ответил врач.
– А если заказчиком выступает город?
– Значит, за счет средств городской администрации, – следуя элементарной логике, рассудил Владимир Эленбогин. – Если вы объявляете конкурс на застройку территории, то должны обеспечить ее санитарно-эпидемиологическим паспортом. Дороже обойдется строительство дома, в котором нельзя будет жить.
Дальнейший торг был уже неуместен. Стало понятно, что городские власти выполнить санитарные требования не против. Но пока не очень хорошо представляют, куда вписать «новое» условие отвода земельных участков под строительство и на каком этапе создавать санитарный паспорт. Однако Илья Пономарев сообщил «ММ», что сейчас в его управлении идет работа по реструктуризации: в нем появится отдел, который будет проверять у застройщика наличие всех документов. Значит, вопрос, из чьего кошелька оплачивать радиационную безопасность застраиваемых территорий, придется все-таки решить.