Дополнительная трамвайная остановка на проспекте Карла Маркса готовится к запуску в тестовом режиме, продолжая вызывать у горожан противоречивые оценки. "ММ" постарается отразить срез общественных настроений.
Трамвайное удобство
Позицию руководства рынка открыто обозначает генеральный директор ООО "Магнитогорский центральный крытый рынок" Александр Бородай: идея создания дополнительной остановки должна способствовать притоку посетителей.
- Центральный крытый рынок, можно сказать - место историческое. И так сложилось, что он стоит на расстоянии двести-триста метров от трамвайных остановок на улицах Гагарина и Ленинградской. Можно пройти пешком, когда налегке и молодой. Но ведь пенсионерам непросто тащить до трамвая тяжелые сумки с покупками. Поэтому говорить, что, добиваясь переноса пешеходного перехода, установки светофора и трамвайной остановки, мы думаем только о себе, необоснованно. Мы думаем, в первую очередь, о наших покупателях, - объясняет он.
Аргумент администрации рынка, однако, не выглядит столь убедительным, если вспомнить о ценовой политике Центрального рынка. Думается, что основной контингент покупателей приезжает сюда не на трамвае.
Другая категория потенциальных пассажиров трамвая, идущего до Центрального рынка, - предприниматели.
- На рынке работают около 250 предпринимателей, многие одновременно и продавцы. Каждый день к девяти утра приезжаем сюда на работу, - рассказывает предприниматель Центрального рынка Раиса Кутдусовна. - И, конечно, поддерживаем инициативу поставить напротив рынка светофор и оборудовать трамвайную остановку. Я живу на "Горгазе", откуда до рынка идут 6-й и 23-й трамвайные маршруты.
Впрочем, и эту категорию пользователей общественного транспорта нельзя назвать массовой. А вот кто действительно в выигрыше - это пешеходы, чью безопасность при пересечении проспекта Карла Маркса в этом месте теперь обеспечит зеленый сигнал светофора.
- За продуктами на Центральный рынок хожу тридцать лет, - говорит покупательница Валентина Ивановна. - Всегда пешком, несмотря на то, что живу на Октябрьской. Регулируемый светофором пешеходный переход - это, конечно, большое удобство, потому что на обычной "зебре" водители неохотно пропускают пешеходов.
С этим аргументом было бы трудно поспорить, если бы в городе не осталось участков, где уместно поставить светофор. Ближайший пример - остановка "Юность". Установить здесь регулируемый пешеходный переход городскую власть просили даже неприхотливые водители маршрутных такси.
"Бутылочное горлышко"
Среди автолюбителей уже распространился термин "бутылочное горлышко" для определения участка дороги в районе Центрального рынка. Многие говорят о бессмысленности прошлогодней "расшивки" перекрестка проспекта Карла Маркса и улицы Гагарина, которая разгрузила дорожное полотно, чтобы через несколько метров снова загнать автомобильный поток в пробку. Дополнительная остановка на этом участке дороги усложняет движение. А когда начнет действовать трамвайная остановка, которая будет "близнецом" опасной площадки на остановке "Карла Маркса, 115", встанет проблема безопасности пассажиров - тех же покупателей Центрального рынка.
Однако и покупатели, и автолюбители временно втянуты в это "бутылочное горлышко", и их неудобства несравнимы с тем, что уже сейчас приходится испытывать жителям близлежащих домов. Как оказалось, дома № 61 и 63 по улице Карла Маркса выступили с протестными письмами против строительства в районе Центрального рынка дополнительной остановки общественного транспорта.
- Для нас этот район всегда был неблагополучным из-за близости рынка, - говорит Валентина Буцкова. - Теперь добавились повышенная загазованность от скопления автомобильного транспорта под окнами квартир. Тем более, что здесь уже образовалась стихийная парковка машин, несмотря на обратные заверения администрации рынка. Где вы видели остановочный комплекс, расположенный впритык к жилому дому?
Работа дополнительной остановки в тестовом режиме продлится еще пару месяцев. По истечении этого срока будет принято окончательное и, надеемся, обоснованное решение. Сегодня пока сложно сказать, какая чаша весов с аргументами горожан будет тяжелее.