ПОД УГРОЗОЙ – подготовка сетей и оборудования к грядущему отопительному сезону.
Поводом к появлению этого сообщения послужило коллективное письмо, завизированное семью десятками работников треста в несколько адресов – от редакции газеты до губернатора, они от имени более чем полуторатысячного коллектива решили потрясти общественное мнение относительно негодных, с их точки зрения, методов работы нового руководства треста, персонифицировав это руководство «пришельцем» с металлургического комбината Виктором Пастушенко. Выложив свои соображения в девяти пунктах, они заключили: «…все это приведет к развалу некогда мощного муниципального предприятия, в результате чего пострадает население города». И выразили недоверие руководству треста.
В начале августа прошлого года трест «Теплофикация» возглавил опытнейший специалист и руководитель, приглашенный на эту работу с поста заместителя главного энергетика ОАО «ММК», Виктор Пастушенко, заслуженный энергетик России, имеющий за плечами 40-летнюю школу работы на ведущем предприятии города и отрасли. Сменил он Владимира Левицкого, который четверть века обогревал город в качестве руководителя этого предприятия. И, конечно же, не обошлось без пресловутого синдрома «новой метлы»: еще во времена Конфуция самым «крутым» проклятием было пожелание жить во времена перемен. У нас придет новая уборщица лестничных клеток, и то ей все кости перемоем. А тут – довольно жесткий, требовательный руководитель «школы ММК»!
Действительно, Виктор Петрович с первых же дней был буквально потрясен царившей в Теплофикации необязательностью, буквально никакой исполнительской дисциплиной. Первый месяц, пока присматривался, даже пошел на «эксперимент»: даст задание и смотрит, не вмешиваясь, не напоминая, как идут дела. Проходит день, другой, неделя…Вроде бы кто-то шевелится, что-то делается. А на поверку – сплошная имитация. Через месяц сказал: хватит! Издал жесткие распоряжения, установил для ИТР утренние «прологи рабочего дня» – с анализом предыдущих суток и постановкой новых задач. На появившиеся роптания заявил: отныне работать будем только так. Кто не потянет или не захочет – держать не будем. Кое кто шваркнул заявлением по столу. Иные, как выясняется, притаились, дескать, «будем посмотреть».
А еще возмутила «Петровича» «идеология» некоторых теплофикаторов-руководителей. Работают по-старинке, обвязывая трубы минватой, рубероидом. При этом все прекрасно знают, что эти изоляционные материалы через два-три года в земле просто рассыпаются. И снова потребуются раскопки, и трубы придется снова менять. Пастушенко, много лет успешно внедрявший на ММК новые технологии, убежден: «В условиях роста тарифа тратить деньги населения на старые технологии просто преступно». А ему отвечают: «Если все хорошо делать, мы без работы останемся».
Вот так, господа-товарищи, собственники квартир и наниматели муниципального жилья, тратились ваши кровные. А с приходом Виктора Пастушенко за те же деньги, вложенные в тарифы за горячую воду и теплоснабжение, выполняется положенный объем ремонтных работ, включая теплоизоляцию труб современными материалами с защитой из оцинкованного листа, замену металлических трубопроводов на пластик, который прослужит не менее полувека.
А куда подевались «сэкономленные» на тяп-ляп ремонтах деньги и сколько их еще зарыто и непременно обнаружится – вопрос ну очень интересный! А пока констатируем, что за год, что Пастушенко руководит трестом, за те же отпускаемые скупым бюджетом и собираемые с населения средства в форме тарифов за горячую воду и отопление, трест существенно «прирос» по отпуску тепла потребителям, сократил его потери в теплотрассах, которые достигали 30 процентов, грея землю и атмосферу, урегулировал многолетние претензии к комбинату, который якобы поставлял к бойлерным теплоноситель с недостаточной температурой. И выдержал главный экзамен – прошедшую лютую зиму, которую население как бы и не заметило. Хотя ситуации, реально опасные, были. Поэтому и «пашут» все нынешнее лето, меняя и ремонтируя сети и оборудование, чтобы в следующем отопительном сезоне гарантировать городу тепло в любой мороз.
В феврале в структуру Теплофикации вошли все бойлерные и котельные города и предприятие «Сантехника», от чего упорно открещивалось прежнее руководство. А идея прекрасная, понятная и вполне «рыночная»: теперь ты в ответе за конечный результат, за то тепло и горячую воду, что приходят в наши квартиры – без ссылок на «зависшие» обратки, не продутые отопительные системы, «холодные» теплоносители и нерасторопность непонятно кому подчиняющихся слесарей дядь-Вась, у которых масса своих «проблем». Проще говоря, кому ты платишь за отопление и горячую воду – с того и спрос. И еще одно новшество, сильно не понравившееся консервативному, думается, меньшинству, – закуп материалов (а это, главным образом, трубы) по тендеру. Прежняя вольница позволяла покупать хоть за какую цену и хоть у кого– «целесообразность» оправдать было легко, но подобный «менеджмент» с ценовой эквилибристикой, облегчая снабженческие потуги, позволял опустошать и муниципальную казну. Не говоря уж о возможности пресловутых «откатов». Теперь эта лавочка надежно прикрыта. Ушли в прошлое 30-миллионные складские неликвиды, и, похоже, предприятие готовится к работе «с колес», создавая лишь разумный аварийный запас на зиму.
А еще очень покривились некоторые «предприимчивые теплофикаторы», когда рачительный Виктор Пастушенко завел строгий порядок учета материалов: заменил кусок трубы – будь любезен сдать «ржавье» на склад. Смысл глубокий: это, во-первых, гарантия того, что такой же новый кусок трубы пошел в дело, во-вторых, бэушная труба тоже имеет довольно высокую цену – от 5 до 7 тысяч рублей за тонну – и пользуется устойчивым спросом. А куда прежде девались старые трубы – читай, деньги – при ежегодном ремонте порядка полутора тысяч километров трубопроводов, история умалчивает.
Один старый коммунальщик сказал, что он очень бы удивился, если бы на Пастушенко не посыпались кляузы. И «телега», которую председатель профкома Владимир Бирюков назвал пасквилем, прикатила – аккурат ко Дню металлурга. Бумага основательная, из девяти пунктов «обвинения», составлена в жанре политического доноса. В скорбном 37-ом Виктор Пастушенко давно бы уже томился в известных подвалах и давал «чистосердечные» показания. Интересно, что даже десятки «подписантов» назвали это письмо, в лучшем случае, «чушью собачьей», «ерундой». Потому что состряпавшие его ловчилы давали на подпись…чистые листы. Дескать, если ты за то, чтобы повысили зарплату – ставь автограф. Так зарплата – это ж святое, я бы тоже подписался. Денег много не бывает.
Более двух часов продолжалось собрание в забитом до отказа актовом зале треста, на которое пришли руководители города. Выяснилось, что состряпанная провокационная фальшивка совершенно не соответствует действительности. За исключением некоторых нюансов по зарплате. Это – единственный пункт, который «имеет место быть»: «Реальные доходы работников треста снизились на 10–20 процентов». Не зарплата, а реальные доходы. Зарплата осталась той же – имеется в виду потеря веса рубля в связи с инфляцией, повсеместным повышением цен. А тут еще повысили ставки работникам жилищных организаций. А нам? К слову, зарплата в тресте «Теплофикация» выглядит довольно солидно на фоне, к примеру, жилищных организаций. У работников основных профессий она составляет около 7–8 тысяч рублей. Тем не менее, в ближайшее время она будет повышена – без всяких «акций неповиновения». Для чего готовятся соответствующие документы.
Конфликт погас, хотя, полагаю, неприятным дымком недовольства еще некоторое время попахивать будет. Можно бросить упрек руководству треста, его линейному персоналу, которые не уловили «тенденцию», своевременно не разъяснили ситуацию. Так не было ж вопросов!
Конечно, ни о каком кризисе в городском теплофикационном хозяйстве, о срыве отопительного сезона не может быть и речи. В своем подавляющем большинстве – это высокопрофессиональный коллектив, принявший разумные идеи нового руководства. А жалкая попытка очернить действительность развалилась при первом же внимательном рассмотрении.
Собака лает – караван идет. В октябре, в канун отопительного сезона, у коллектива МП «Трест «Теплофикация» 70-летие. У них есть даже свой гимн, в котором рефреном звучат такие слова: «Теплофикатор! Твердый дан приказ. Теплофикатор, город ждет от нас, чтоб мы несли тепло в дома, чтоб не страшна была зима и добрым словом люди поминали нас».
Верится, так и будет.