ТО, ЧТО В ХОЗЯЙСТВЕ телефонистов не все в порядке, почувствовали, наверное, все, кто пользуется их услугами.
После перехода к повременной оплате разговоров, когда и у рядовых абонентов, и у юридических лиц резко возросли затраты на пользование услугами телефонной связи, «неувязки» стали особенно очевидными.
Но фирма «Агросвязь» – независимый оператор электросвязи, самостоятельно оказывающий услуги населению левобережной части Магнитки, – ощутила отраслевые нелепости гораздо раньше. Около двух лет уже идет тяжба между нею и ОАО «Уралсвязьинформ», которое доказывает, что Агросвязь бесплатно пользуется его сетевыми ресурсами.
– Уралсвязьинформ настаивает на односторонних платежах, – говорит директор Агросвязи Владимир Веселов. – То есть мы должны им платить за то, что жители с левого берега могут звонить на правый берег, а они нам не должны платить за то, что жители с правого берега звонят на левый берег. А по закону о связи все спорные вопросы взаимодействия операторов решаются только в судебном порядке. И вот летом прошлого года Уралсвязьинформ подал в суд иск о взыскании с нас якобы имеющейся задолженности.
В марте нынешнего года арбитражный суд Челябинской области рассмотрел дело по иску Уралсвязьинформа к магнитогорской фирме «Агросвязь». Ее долг за оказанные услуги был оценен в сумме более двух миллионов рублей. Однако, ознакомившись с материалами дела, заслушав участников процесса и оценив их доводы, суд отказал в удовлетворении исковых требований ОАО «Уралсвязьинформ». И счел необходимым удовлетворить встречные требования фирмы «Агросвязь»: взыскать в ее пользу с Уралсвязьинформа за использование соединительных линий фирмы, за разницу пропуска трафика (то есть разговора) и пропуск междугородного трафика в общей сложности свыше 2,4 миллиона рублей.
Решение суда, вызвавшее большой резонанс по всей России, директор Агросвязи называет беспрецедентным. К нему «от Москвы до самых до окраин» было приковано внимание независимых операторов связи, тоже пребывающих в «контрах» с региональными «держателями» сетевых ресурсов, и различных ведомств разной «весовой категории» от Магнитки до столицы страны. Одни из них невольно, по незнанию всех перипетий тяжбы, другие «целеустремленно» оказывали давление на Агросвязь, чтобы ее директор отступил, отказался от активного сопротивления региональному монополисту. Волны противостояния операторов связи докатились до Госдумы и Совета Федерации. В ближайшее время в Совете Федерации состоится очередное совещание, на котором будут разбираться, откуда взялись в стране нынешние цены на телефонные разговоры. В связи с чем В. Веселов отправил председателю комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Николаю Рыжкову официальное письмо, в котором высказал свою точку зрения на «странности» отраслевого ценообразования и тарифов, ставшие причиной множества конфликтов между альтернативными операторами и межрегиональными компаниями связи.
Как он сообщает, первопричиной разногласий стало то, что некогда телекоммуникационные компании сумели убедить госорганы, наделенные правом регулировать цены на услуги монополий, в том, что при государственном регулировании тарифов оказание услуг местной телефонной связи (МТС) является убыточным. И решено было, что эти убытки будут компенсироваться повышением тарифов для юридических лиц и завышенной стоимостью междугородных разговоров. Но с тех пор, как говорится, немало воды утекло. Появилась новая, компактная аппаратура по доступной цене, для размещения которой места требуется – в сотни раз меньше, а затрат на обслуживание – в тысячи раз меньше! Все это, естественно, привело к значительному снижению затрат при оказании услуг местной телефонной связи. Но межрегиональные структуры ОАО «Связьинвест» ухитряются убеждать контролирующие органы в убыточности таких услуг, хотя сам факт существования альтернативных операторов, оказывающих аналогичные услуги, считает В. Веселов, опровергает этот миф.
В доказательство он приводит простые и весьма веские факты. Межрегиональные компании (МРК) Связьинвеста, получая за свои услуги оплату, плюс «компенсационную надбавку», доходящую до 50 процентов от стоимости междугородного трафика, а также завышенную оплату за внутризоновый трафик и оплату от «присоединенных» (то есть независимых) операторов за «точки подключения», утверждали, что для них местная телефонная связь убыточна. А между тем, альтернативные операторы, получая только оплату от абонентов и отдавая при этом до 50 процентов от нее за те же «точки подключения», не получая «компенсационной надбавки» за междугородный трафик, исходящий от их абонентов, продолжали существовать и даже развиваться.
Освободившись от бремени оплаты за точки присоединения, альтернативные операторы могли бы снизить цены на услуги МТС по сравнению с МРК на 20–30 процентов. Но им не дают это сделать. Постановлением правительства № 161 от 28.03.05 г. и приказами федеральной службы «Россвязьнадзор» установлен такой порядок и такие цены на пропуск трафика, что альтернативные операторы, напротив, вынуждены повышать цены на услуги в сравнении с ценами МРК. Как может существовать альтернативный оператор местной телефонной связи, если он, получая от абонента 25 копеек за минуту исходящего местного вызова, отдает межрегиональной компании-монополисту от 16 до 57 копеек (по Челябинской области приходится платить в среднем 36 копеек). Разве не очевидно, что это ведет к устранению конкурентов МРК?
А что происходит при звонках абонентов фиксированной связи абонентам сотовых сетей? Директор Агросвязи утверждает, что технологически произвести непосредственное присоединение этих сетей друг к другу очень легко, но, увы, Минсвязи, вопреки экономической целесообразности, ввело запрет на такие присоединения. Оно повелело: сети могут присоединяться только через посредника – зоновую сеть межрегиональной компании. Что увеличивает стоимость исходящего звонка для абонентов обоих сетей минимум на один рубль за минуту (!).
Не имеет, считает В. Веселов, технологических препятствий и присоединение напрямую местных телефонных сетей с сетями дальней связи. Но и тут продиктовало свою волю министерство: только через посредника! А отсюда опять-таки удорожание и междугородной связи. В довершение всего, как довелось недавно услышать от внушающего доверие источника, на ожидание ответа от вызываемого по телефону абонента теперь отводится только шесть секунд. То есть через шесть секунд вам уже сбросят на счет стоимость минуты. Хотя, если вы звоните, положим, не слишком здоровому или не очень молодому человеку, он за этот промежуток времени, возможно, успеет спустить ноги с дивана, но, скорее всего, не успеет сунуть их в домашние тапочки, чтобы прошаркать к телефону. Стало быть, вы «с упреждением» заплатите за еще не оказанную услугу. А если вам захочется узнать, откуда вдруг в квитанции оказалось так много «проговоренных» минут, тогда как вы в течение месяца практически никуда не сумели дозвониться, то за распечатку данных, которые в былые времена предоставлялись бесплатно и до недавних пор стоили три рубля/страница, теперь придется выложить за каждую страницу полновесную десятку.
Так что по части узаконенного отъема денег у населения и юридических лиц Минсвязи со своими «подмандатными» структурами могло бы, пожалуй, запросто потягаться даже с незабвенным Остапом Бендером. А за это «влеченье, род недуга», между прочим, весьма дорого приходится платить и связистам ОАО «ММК».
Несмотря на неоднократные обещания, министерство не приняло никаких мер по обеспечению государственного регулирования цен на использование инфраструктуры связи. Что, как полагает директор Ассоциации операторов телефонной связи Сибирского федерального округа В. Артемов, позволяет межрегиональным компаниям, вопреки требованиям разумности и добросовестности, увеличивать свои тарифы на использование, по сути, государственной инфраструктуры ежегодно в разы: в 2006 году – в восемь–двенадцать раз, в 2007 – в четыре–шесть раз.
И все это не случайно, считают независимые операторы. Руководители министерства и Россвязьнадзора входят в состав советов директоров компаний ОАО «Связьинвест», в силу чего обязаны блюсти коммерческие интересы «подмандатных» структур. И получается, что надо выяснять: воцарившийся в отрасли бедлам – это явление спонтанное или хорошо организованное, кому-то выгодное?
– Пока не будет взаимопонимания, вся тяжесть противоречий между операторами-монополистами и альтернативными операторами связи будет отражаться на абонентах, – подчеркивает В. Веселов. – Все оказались должны наполнять бездонный мешок монополистов, в итоге у всех растут затраты. А моя задача заключается в том, чтобы добиться честных взаимоотношений между всеми операторами связи. Результатом этого и станет уменьшение нагрузки на пользователей.