Несмотря на то, что термин «инклюзивное образование» законодательно был закреплен ещё в 2012 году, на практике совместное обучение обычных детей и детей с особыми образовательными потребностями в России практически не проводится.
Причина этого – и в сложившихся в обществе стереотипах, и существующая система коррекционного образования, и дефицит кадров, и проблемы финансирования. Тьютор – наставник для каждого особенного ребёнка, доступная развивающая среда, программа, составленная с учётом индивидуальных образовательных потребностей – без этого полноценный процесс инклюзивного образования организовать невозможно. В то же время правильная инклюзия нужна как особым детям для полноценной социализации, так и обычным детям – они получают возможность выстраивать коммуникации с разными людьми, развивают эмоциональный интеллект, учатся заботе, пониманию и принятию людей независимо от их индивидуальных особенностей. Более того, опыт инклюзивного образования показывает – такое обучение повышает успеваемость обычных школьников, так как развивает нестандартное, гибкое мышление и улучшает восприятие нового.
Инициатором открытия первого ресурсного класса в Челябинской области стала Елизавета Кириллова, руководитель региональной общественной организации помощи детям «Открытое сердце». Класс начал работу в 2019 году в общеобразовательной школе № 109 Челябинска. Сейчас Елизавета Кириллова помогает распространить опыт на другие муниципалитеты Южного Урала. В Магнитогорске площадкой для открытия ресурсного класса станет школа № 20.
– Ресурсный класс создаётся с целью обеспечения обучающимся с расстройствами аутистического спектра реализации права на получение общего образования в условиях инклюзивного образования в среде совместного обучения с типично развивающимися сверстниками, – отметили в городском управлении образования. – Вопрос открытия ресурсного класса в Магнитогорске решён. Проведено совещание заместителя главы города по социальным вопросам, утверждена дорожная карта.
Ресурсный класс – это специально организованный класс для детей с особенностями развития, в рамках которого организуется индивидуальная и групповая коррекционно-образовательная работа. То есть каждый особенный ребёнок будет прикреплен к общеобразовательному классу. А ресурсный класс – это отдельный кабинет на территории школы, дающий детям возможность подготовиться и выйти на обычные уроки.
Кабинет ресурсного класса будет разделён на функциональные зоны: для индивидуальных занятий, для групповых занятий, зону сенсорной разгрузки и рабочую зону учителя. В зоне для индивидуальных занятий поставят парты с индивидуальными перегородками, позволяющими проводить занятия «один-на-один» в помещении, в котором присутствует несколько учеников и специалистов. Зона для групповых занятий представляет собой общий стол, за которым ученики смогут выполнять совместное задание или отрабатывать навыки социального взаимодействия, например, играя в настольные игры и/или несколько парт, стоящих рядом с доской, представляющих собой небольшой образец обычного класса и позволяющих отрабатывать навыки работы с учителем. Зону сенсорной разгрузки – зону отдыха – планируют организовать в конце кабинета, она будет представлять собой небольшую площадку для подвижных игр и отдыха между занятиями, а также восполнения сенсорного дефицита.
Наполняемость ресурсного класса – 4-5 детей по индивидуальной образовательной программе, составленной в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, а также потребностями ребёнка. С детьми в ресурсном классе будут заниматься учитель, методист-супервизор, логопед, психолог. И обязательно тьюторы – специалисты, имеющие профильное педагогическое или психологическое образование. Их число будет определяться количеством детей, посещающих ресурсный класс в постоянном режиме.
Постепенно, по мере адаптации, дети вместе с тьюторами будут выходить на обычные занятия, сначала на отдельные предметы. Например, на физкультуре, рисовании, музыке ребенок может находиться весь урок, а на русском языке вначале 10–15 минут, потом 20, потом всё занятие. При этом подход индивидуальный: кто-то будет проводить в ресурсном классе небольшую часть времени после занятий в общеобразовательном классе, кто-то – большую часть учебного времени, посещая общеобразовательный класс по индивидуальному плану.
– Для открытия ресурсного класса требуется проведение ремонта помещения, приобретение и установка специализированного оборудования, подбор и обучение педагогов, – уточнили в управлении образования. – Уже составлены сметы на ремонт и обучение административного и педагогического персонала – учителя, дефектолога, логопеда, психолога, куратора проекта, тьюторов. Подготовлен перечень необходимого оборудования. Во взаимодействии с министерством образования и науки Челябинской области решается вопрос финансирования проекта. В соответствии с дорожной картой и при наличии финансирования ресурсный класс для пяти детей с РАС будет открыт первого января 2022 года.