На заре советского синематографа создатель всемирно известного "Броненосца Потемкина" Сергей Эйзенштейн пришел к выводу, что кино - это искусство деталей.
И с прилежанием, достойным уважения, колонковой кисточкой красил флаг, поднятый над кораблем мятежными матросами, в революционный красный цвет. В каждом кадре - 24 в секунду. Вслед за великим режиссером главный художник города Александр Мельников готов, фигурально выражаясь, делать то же самое. Город, по его убеждению, как и кино, состоит из деталей, их лишь следует правильно подать. И увидеть.
Разгул страстей
О создании при управлении архитектуры и градостроительства института главного художника говорили давно. Да все как-то руки не доходили. Или мозги предыдущего руководства… Наконец, все случилось.
Вы спросите: зачем нам нужен главный художник? Журналисты уже мозоли на языках набили, объясняючи. Город не должен походить на лоскутное одеяло, сшитое шаловливой ручкой бездарной мастерицы. Никому не дано право уничтожать и портить бесценные произведения бесценной архитектуры. А у нас это сплошь и рядом.
Надо же - какие-то придурки разбили вазон - точную копию вазонов, украшающих аллеи музея-усадьбы "Павловское" под Петербургом. Другой изобретательный умелец зашил прекрасную лепнину и изящную балюстрадку своего балкона безобразной голубятней. Теперь на фасаде здания по улице Ленинградской вместо благородной красоты - тоже лепнина. Только из… другого материала. Что тут скажешь? Хозяин - барин. Балкон - часть квартиры, а она, известное дело, приватизирована.
То же и с предпринимателями. Ухватил (взял в аренду, купил, приватизировал) кусок первого этажа, скажем, в самом центре проспекта Ленина и ну перекраивать, перестраивать, отколупывать медальоны, перекрашивать по своему вкусу и разумению. А с этим, чаще всего, большая напряженка случается. Не беда, что слева - зелено-буро, справа - буро-бредово, подумаешь! Главное ведь что? А чтоб позабористей да попризывнее бутичок смотрелся.
Купил продвинутый дяденька здание Дворца культуры калибровщиков - в далеком прошлом просто шедевр, дивная шкатулка с секретом, правда, сильно потрепанная временем, никому, в силу обстоятельств, ненужная. Купил и… отремонтировал. Вот спасибо ему большое! Только зачем же серьезному человеку реставрировать балюстрады над арками, когда проще их кирпичом заложить и оштукатурить? Нету нынче резных перилец и общей стройной воздушности дома. Как и двух восхитительных скульптур юноши и девушки, украшавших фасад: наивных по сути и совершенных по своей антико-возрожденческой форме. Где? Говорят, на дачке загорают. У дяденьки. Н-да. Город, как дойная корова, - знай за сиськи дергай!
Вот так и превращается славный Магнитогорск из шедевра европейского зодчества в ярмарку тщеславия. И, уж, кажется, всем понятно, зачем именно нам нужен этот самый институт главного художника. Да для укрощения разгула безумных страстей малоумных людей. И целых организаций, прошу прощения. Чтобы сохранить оставшееся и восстановить утраченное.
Возможно ли? Что нужно, какова, в данном контексте, программа главного магнитогорского художника - эти и другие вопросы стали предметом почти трехчасовой беседы с Александром Мельниковым, главным художником.
Дела сердечные
- Где-то год назад, - рассказывает Александр Владимирович, - я вспомнил, что в детстве научился выговаривать букву "эр" со слова "город". Ходил и повторял: "Город, город…" Все надо мной смеялись. Но однажды у меня получилось. Сейчас я хочу начать - может, смешно такие слова произносить - с сердца. У каждого, даже самого молодого города, даже города-однодневки есть пуповина, связующая нить с истоком, с началом начал. Есть сердце. У нас - это историческая часть города, Ленинский район. Аналогов ему, думаю во всей России не сыщешь. Ведь, если разобраться, это - диковина! Как в тридцатые годы среди хаоса, неразберихи, сумятицы в сознании, экономике, политике и философии вырос этот город? Отчего в условиях диких экспериментов над людьми по воспитанию новой личности у властей хватило ума, мудрости и мужества понять, что в свинстве, в бараках ничего хорошего не воспитаешь? И стали строить нормальный совершенный город европейского уровня.
Вся архитектура Ленинского района - я устал уже об этом говорить - создана по византийским и греко-римским канонам. Так называемым, ордерам. В то время это была еще и политика: показать всему миру, что здесь люди не только работают, но и могут достойно жить. А лишь народ, имеющий возможность жить достойно, в состоянии создавать приличную экономику.
…Тут, конечно, с Александром Владимировичем можно было бы и поспорить. На мой, не слишком просвещенный взгляд, отцу всех народов и лучшему другу детей было глубоко плевать на высокие материи марксизма, типа "бытие определяет сознание" и "окружающая среда формирует личность". Ему просто нравилось поражать воображение иностранцев размахом социалистического строительства. В кайф Иосифу Виссарионычу было представлять города варварской пролетарской России в одном ряду с замшелыми европейскими столицами.
Недаром архитектурный стиль времен кремлевского горца носит название "сталинский ампир". Ампир, сам по себе никакого отношения к нему не имеет, но по праву считается одним из самых помпезных, амбициозных, но строгих и прекрасных стилей-символов абсолютного государства. Работать в нем могли только профессионалы высочайшего класса с блестящим классическим базовым образованием, с давней русской архитектурной школой. От них-то нашему городу щедрот и перепало.
Ленинградские и московские зодчие создали то, что господин Мельников и называет "сердцем города". К нему-то и устремлены все его думы и помыслы.
Статус кво
- Я хочу восстановить эту жемчужину, как это ни банально звучит, - говорит Мельников, - но… для меня, город - это оргАн. Он звучит. Нельзя позволить ему умолкнуть. Мечта моя - придать центральному району статус архитектурно-художественного ансамбля федерального значения. Иначе вандализм по отношению к исторической части Магнитогорска не остановить - нет для этого законодательной базы. То есть, она, конечно, имеется, но действует только в отношении городов, которым двести и более лет. Получается, древние города мы охраняем, а новые, но представляющие собой архитектурно-художественную ценность, позволяем разрушать. А ведь они тоже должны остаться потомкам. Что имеем, получается, не храним, а, потерявши? Мало кто это понимает.
Однажды на улице Горького увидел: идет реконструкция здания. А на самом деле старому, красивому дому ноги бьют. Стал искать начальника фирмы, который этот "крутой" ремонт затеял. Нашел заместительницу. Она меня не только выслушала, но и услышала. И поняла. Отказалась от старых планов и… отреставрировала фасад ценного для города здания.
Увы, это единичный случай. Интеллигентных, понимающих людей крайне мало. Попробуй подойди к предпринимателю, который что-то там такое ломает! В лучшем случае выслушает, пошлет и сделает по-своему: дескать, это частная собственность, не твое собачье дело. В худшем... Поэтому придание особого статуса Ленинскому району, о котором я говорил, необходимо.
Утверждать его должно правительство Челябинской области. Туда надо предоставить проект обоснования - документ объемом примерно "Войны и мира". Инициативная группа по его разработке уже создана. В нее вошли люди уважаемые, грамотные, вопросом владеющие. Если в областном центре документ утвердят, за Москвой, думаю, дело не станет. А это уже законодательная база и, возможно, федеральное финансирование на сохранение памятника. Все-таки деньги решают все, как ни крути. Если все сложится ко всеобщему удовольствию, то город станет не только красивым, но и инвестиционно привлекательным.
Деньги и власть
Первый шажок на пути к основной, глобальной, цели сделан. Главное, что она определена: восстановить сердце города. По словам Александра Владимировича, это возможно…
Только бы вот еще и мозги подлечить подавляющему большинству наших граждан. Открыть им, как Вию, глаза: "Поднимите мне веки, не вижу". Изменить сознание и осознание себя - как частицы родного города.
Путь неблизкий, но преодолимый. Чтобы его укоротить, Мельников создает проект специального журнала "Горожанин". Увы, без красоток с голыми попами на фасаде, без рекламы суперпамперсов и прочей канители.
- Понимаю, - говорит Александр, - не все прочтут, не все услышат. Но, если мы все будем трудиться вместе, в том числе и СМИ, без которых вообще ничего невозможно, многое получится быстро. А если есть власть, а у нее - воля и деньги, то можно очень быстро и эффективно работать.
Мельников показал, каким мог бы стать наш город буквально через год, если бы к нему в руки попала примерно та же сумма, которая выделена на строительство и реконструкцию дорог. Я ахнула: "Неужели за столь небольшие, в сущности, деньги можно преобразить город?"
- Когда деньги попадают в руки профессионалов, - жестко заметил Александр, - они работают. Когда в руки дилетантов - уходят в песок. А профессионалы, талантливые люди у нас есть. И замыслов у них хоть отбавляй.
Главный художник побывал на кафедре архитектуры МГТУ, где ему показали студенческие проекты - восхитительные, сказочной красоты. А на кафедре народ горькими слезами умывается - сказку эту воплотить в жизнь никак нельзя. Поскольку дома все в ведении собственников, приватизированы.
Александр Владимирович направил главе города просьбу оказать поддержку в эстетизации города. Евгений Тефтелев идею поддержал, обратился к ректорам двух наших университетов - МГТУ и МаГУ - и теперь юные архитекторы смогут принимать участие в этом благом деле.
Главному магнитогорскому художнику, человеку неравнодушному, умеющему мыслить масштабно, предстоит большая битва по многим направлениям. Далеко не все, о чем мне удалось рассказать, волнует его сердце. Да вот взять хотя бы, к примеру, проблему зеленых насаждений. У нас же весь город побрит, как рекрут. А зеленой архитектурой должны заниматься только специалисты и только с высшим образованием, а не дяди Васи с пилами. Но это совершенно отдельная, большая тема для обсуждения и размышления. То есть, тема та же - красота Магнитогорска, только сюжет другой. Александр Мельников, правда, воевать не собирается. Говорит, устал от битв. Он просто хочет грамотно сыграть эту шахматную партию при взаимном равенстве сторон.
Причем он не видит врага по ту сторону доски. Говорит, что и в администрации города, и в депутатской среде встретил огромное понимание и поддержку. И со стороны своего непосредственного начальника Дмитрия Маруса, руководителя управления архитектуры и градостроительства, и со стороны заместителя главы города Валерия Измалкова, который сказал буквально следующее: "Деньги - не твоя проблема. Деньги мы найдем, если будет хорошая программа". А она, кстати, есть. Принимать ее будут уже в декабре. О пылком отношении к родному городу и ко всему, что с ним происходит, спикера городской думы Александра Морозова и говорить не приходится. В его лице Мельников получил активного союзника.
Идея сохранения и восстановления исторической части города объединила ветви власти, творческую интеллигенцию, представителей научного мира… Для "сбычи мечт" нужно совсем немного: добыть статус, подкорректировать муниципальный закон, убедить горожан открыть глаза… Вот бы еще достучаться до умов, сердец и, наверное, совести людей большого бизнеса: ведь без презренного металла не станет Магнитка городом-солнцем…
Мы все пройдем, а город, его вечная красота останутся и пребудут с детьми нашими и внуками… И когда мы сумеем победить общего нашего врага - непонимание, тогда, может быть, мы, как маленький Саша Мельников, научимся правильно выговаривать слово "город". И ясно понимать, что именно оно означает.